Тебе Мирра

Практики Интегральной йоги => Трудности и их преодоление => Тема начата: bois от марта 05, 2011, 19:56:25



Название: Пустота
Отправлено: bois от марта 05, 2011, 19:56:25
Сергий,ясно что это не психическое,отрезать прошлое это знакомо,особо не терзает,значит так следующий раз будет по-другому.Скажите по-дороге к психическому есть район пустоты?будто темная глубокая пропасть,если да,что это?


Название: Пустота
Отправлено: Радостная от марта 09, 2011, 11:47:26
Сергий,ясно что это не психическое,отрезать прошлое это знакомо,особо не терзает,значит так следующий раз будет по-другому.Скажите по-дороге к психическому есть район пустоты?будто темная глубокая пропасть,если да,что это?

Луиза, по дороге к психическому (если так можно выразиться) - есть период переживания внутренней пустоты. Не могу сказать является ли это "темной и глубокой пропастью". Скорей это глубоко положительное переживание. Вот, что Шри Ауробиндо писал своим ученикам, которые переживали такие периоды:

Письма о йоге т. IV (стр. 138 и далее)

"Пустота, описание которой я нашел в вашем вчерашнем письме, совсем не плохое состояние - именно такая внутренняя и внешняя пустота часто становится в йоге первым шагом на пути к новому сознанию. Человеческая природа подобна сосуду с грязной водой - воду необходимо выплеснуть, а сосуд подержать чистым и пустым, чтобы он смог наполниться божественным нектаром. Сложность заключается в том, что человеческому физическому сознанию трудно выносить эту пустоту - оно привыкло, что его все время заполняют разного рода ментальные и витальные движения, поддерживающие в нем интерес к жизни и забавляющие его, или даже если это переживания горя и печали, они позволяет ему сохранять ощущение активности. Физическому сознанию очень тяжело переносить прекращение этой активности. Оно начинает чувствовать скуку и беспокойство и с нетерпением стремится вернуться к прежним интересам и движениям. Но своим беспокойством оно нарушает установившийся покой и возвращает то состояние, те мысли и чувства, которые были отброшены. Именно это создает те трудности, которые вы испытываете в данный момент, и преграждает ваш путь. Если вы сможете принять это ощущение пустоты и станете рассматривать его как переходное состояние на пути к истинному сознанию и истинной активности, тогда вам будет легче преодолеть это препятствие.
Не все, но многие в ашраме страдают от скуки и потери интереса к жизни - причина в том, что нисходящая Сила удаляет прежние движения физического и витального ума, которые люди называют жизнью, к тому же они не привыкли добровольно отказываться от них или довольствоваться покоем и радостью тишины".

--------------

"Пустота, сама по себе, не является плохим состоянием, если конечно это не мрачная и беспокойная пустота разочарованного витала. В садхане пустота очень часто является необходимым переходом от одного состояния к другому. Когда ум и витал успокаиваются, а их суетные движения, мысли и желания прекращаются, тогда и возникает ощущение пустоты..."

--------------

"Это ощущение пустоты (если под ней вы понимаете тишину и отсутствие мыслей, побуждений и т.д._ представляет собой состояние, которое является основой для нисхождения высшего сознания."


Шри Ауробиндо
--------------

Осталось только понять какое состояние испытываете Вы, Луиза, и если это не та пустота, которую описывает здесь Шри Ауробиндо, то из этого состояния нужно выходить как можно быстрее :)
Удачи!


Название: Пустота
Отправлено: bois от марта 09, 2011, 15:46:43
Здравствуйте Галя.
Нет это не то состояние,когда идешь вовнутрь есть отрезок,не знаю как это написать,ваккум,пусто,просто пусто,нет эмоций,там ничего нет,будто это не в тебе.


Название: Пустота
Отправлено: bois от марта 09, 2011, 18:13:17
Галя это может быть область витального(только предположение),когда я только встала на путь ИЙ я очень много читала,дочиталась до того,что еще чуть-чуть и сошла бы с ума,я тогда очень испугалась,в голове все перепуталось,простые вещи не складывались,включила механический ум,я пошла на встречу с экстрасенсом и он мне сказал,что в голове все спутано,немедленно прекратить читать и еще сказал,у меня полностью отсутствуют желания т.е. виталическое пустое,так оно и было,отсюда я предполагаю,что это пустота может быть виталической............


Название: Пустота
Отправлено: сергий от марта 09, 2011, 22:00:45
Сергий,ясно что это не психическое,отрезать прошлое это знакомо,особо не терзает,значит так следующий раз будет по-другому.Скажите по-дороге к психическому есть район пустоты?будто темная глубокая пропасть,если да,что это?
Знакомое состояние.Это значит,что Вы еще не приблизились по-настоящему к психическому существу.И при приближениии к нему не все гладко,но хотя бы нет или мало сомнений.Не думаешь,правильно ли делаешь-а просто доверяешь источнику внутри.Потому что нет эгоизма,или его мало.Чувствуешь значимость того,что происходит-но не для эго,а как искрящееся течение,льющееся само по себе к бОльшей Искристости.
Это состояние непоняток пройдет.Господь бросал меня на самое дно жизни.Вру,может не на самое.Но отрешенность от себя,своей мелочности так помогала...Пустота эгоизма обязательно пройдет.Неописуемая Радость,Наполненность непременно вольются в нас.
Всё то,что было-вроде бы не в счет
Ничтожно прошлое перед величьем Чуда
Так созревает в чреве плод
Не думая,не зная,что с ним будет
Достигнутое-лишь трамплин прыжку
Земля для семени и пьедестал для славы
Давно уж счастье ожидает наверху
низвергнуться лавиной раскаленной лавы
Прекрасный мир Гармонии,Любви
Блестящей Чистоты и нестерпимрй Ласки
Родится Сверху,выйдет изнутри
И станет здесь осуществленной сказкой
И будет обновленная земля
Пылать своим,неотразимым Светом.
Позволь же,Господи,чтобы и я
Участвовал в преображеньи этом


Название: Пустота
Отправлено: Радостная от марта 20, 2011, 00:01:46
Здравствуйте Галя.
Нет это не то состояние,когда идешь вовнутрь есть отрезок,не знаю как это написать,ваккум,пусто,просто пусто,нет эмоций,там ничего нет,будто это не в тебе.

Луиза, добрый вечер!

Нашла еще кое-что в книге Шри Ауробиндо "О себе", что тоже звучит похожим на то состояние пустоты, которое Вы описывали. Может это оно?

Итак...

Вопрос: Ни радости, ни сил. Не хочу ни читать, ни писать - хожу туда-сюда бессмысленно, как живой мертвец. Понятно ли Вам это состояние? Чувствовали ли Вы когда-либо то же самое?

Шри Ауробиндо:
Вполне понятно; часто сам испытывал его разрушительную силу. Именно поэтому я всегда советую людям, которые находятся в этом состоянии, встряхнуться и взбодриться.
Встряхнуться, взбодриться и, если получится, повторять себе: "Рим строился не в один день", а если не получится, то пройти этот мрак до конца, пока не взойдет солнце, проснутся птицы и все станет хорошо.
Однако, похоже, что вы практикуете вайрагью (вайрагья - отвращение к миру; полное отсутствие желаний и привязанностей или же путь отречения от всего мирского).  Я не испытываю особенного интереса к вайрагье и всегда старался ее избегать, хотя иногда вынужден был через нее проходить, пока не обнаружил, что самата является лучшим средством (самата - уравновешенность, спокойствие и невозмутимость духа). Но самата трудно достижима, вайрагья - проще, хотя это состояние мрачно и неприятно.

*~*~*~*~*~*
 9-)


Название: Пустота
Отправлено: Радостная от марта 20, 2011, 00:40:35
Еще нашла в книге "О себе", стр. 185.

Временные остановки садханы.

Самое худшее в садхане - это погрузиться в мрачное состояние и всё время думать о низших силах, приступах и т.д. Если садхана на время прервалась - пусть, не волнуйтесь, занимайтесь обычными делами, отдыхайте, если нужно, ждите, пока физическое сознание не будет готово. У меня самого садхана, на значительно более позднем этапе по сравнению с вашей, прерывалась, бывало, и на пол года. Я не паниковал по этому поводу, а оставался спокоен и ждал, пока этот пустой или безрадостный период не закончится.

*~*~*~*~*~*


Название: Пустота
Отправлено: сергий от марта 21, 2011, 14:50:20
Темнее ночи-Ночь перед рассветом
Сквозь зимний Холод трудно вспомнить лето
Земля Коростою бетонною одета
Есть лишь Цвета,но ни цветов,ни света
От музыки остались лишь Куплеты
А правда-за семью замками Вето
На поиски наложены Запреты
На зов любви струится Гной ответом
Смерть милостиво царствует планетой
Ложь поощряет Клевету,Наветы
О Горестях пророчат все Приметы
Хоть жизни нет черней,чем эта
И нет людей дурнее,чем поэты,
зовущие к чудесному Рассвету
Все проходят через непроглядную тьму,в "Савитри" Учитель говорил,что -порою в абсолютную тьму вступает человек при подходе к Богу.Не хочу пугать,но то,что Вы,Луиза,испытываете-только цветочки.Когда смотришь в Глаза абсолютной Пустоты,аннигилирующей тебя-вот тогда-испытание.Ужас непередаваемый.Но выдержав наконец-то ее взгляд,понимаешь,что стал сильнее,чище.Любое испытание,в том числе пустота без света ведут нас к цели.Потом будете смеяться над собой,поверьте.А пока надо крепиться.Всего Вам доброго


Название: Пустота
Отправлено: bois от марта 21, 2011, 18:17:56
Сергий Вы обнадежили,может еще быть что-нибудь ужаснее,перед тем как определиться с выбором пути,была темнота и пустота,потихоньку приближалось сумашествие и когда стало совсем не выносимо обратилась за помощью,Боже сохрани если есть еще более ужасающая темнота.


Название: Пустота
Отправлено: сергий от марта 22, 2011, 11:29:30
Моей стишок показал,что и я прошел через это.Но уже несколько месяцев живу с тем,что казалось для меня невозможным-с тем,что наши святые называли "теплотой сердечной"-непрерывной связью с психическим существом.Засыпаю,просыпаюсь и весь день хожу с необыкновенно приятным,нежным чувством-истечением в области сердца.Здесь и надо конентрироваться для преодоления тьмы.Когда-то,повторю это казалось невероятным.И вы пройдете и дойдете до света.А тот опыт-да,было невероятно страшно.Выбегал на улицу из дома-от себя.Надо набраться мужества взглянуть в глаза тьме.самый малый свет,что у нас есть-победит


Название: Пустота
Отправлено: Bois от февраля 17, 2019, 19:52:11
Пустота и тишина это два разных переживания или одно идет за другим,первое заполняет все существо бессмысленностью,потерей себя,тогда как второе ,выравнивает и совершенно все равно где ты,покой ,но покой без эмоций,то о чем пишет Сергий это наверно благость,потрясающее ощущение.


Название: Пустота
Отправлено: Aleksandr от февраля 18, 2019, 06:41:53
Пустота и тишина это два разных переживания

Да, это замечательный опыт. С одной стороны мы сталкиваемся с тем, что мы есть на самом деле без наших телевизоров, гаджетов, знакомых, йоги, рыбалки, посиделок в кафе и т.д. - жалкое и неприятное зрелище (в котором не охота находится), с другой стороны - состояние наблюдения без суждений и выражения отношения к тому, что мы видим, будто кто-то другой просто и безоценочно смотрит из наших глаз. Эти два состояния негативны (в том смысле, что не позитивны). Шри Ауробиндо описывает эти прогрессивные состояния от отсутствия беспокойства до умиротворения и неподвижного беззвучия терминами: ачаньчалата, стхирата, шанти, нишчала ниравата.

С другой стороны, думаю, что не стоит сильно опираться на эти термины, это (как один человек сказал) просто скорости в коробке передач Безмолвия. Я также не уверен, что один из этих терминов кореллируется с феноменом Свидетеля (или Наблюдения).


Название: Пустота
Отправлено: Slava от февраля 18, 2019, 09:48:35
С одной стороны мы сталкиваемся с тем, что мы есть на самом деле без наших телевизоров, гаджетов, знакомых, йоги, рыбалки, посиделок в кафе и т.д. - жалкое и неприятное зрелище (в котором не охота находится),
Когда только ум участвует в переживании безмолвия, то встает проблема жизни или витала, который надо не иссушить и убить, а трансформировать. Само по себе безмолвие ума не способно осуществить эту трансформацию, так как у ума и витала разные Абсолюты.
"Любая часть в нас хочет собственного абсолюта.
В нас мысли жаждут вечно длящегося Света,
В нас сила рождена из всемогущей Силы,
И с той поры, как из сокрытого вуалью ликованья Бога были созданы миры,
С тех пор, как Красота из вечности
Потребовала формы, даже здесь, где всё сотворено из праха бытия,
Сердца в нас ловятся заманчивыми образами,
А наши истинные чувства слепо устремляются к блаженству." (Савитри)

Для ума поглощенного безмолвием жизнь тут действительно может видится бессмысленной, поэтому он может естественно склоняться к нирване как верному движению.
Но, по-видимому, истинную гармонизацию в движения ума и витала может привнести только пробуждение психического, так как оно глубже и пуруши ума и пуруши витала. А на переходном этапе для целей ИЙ Шри Ауробиндо как правило все-таки советовал активности. И чем больше будет проявляться психическое тем более эти активности будут становиться "правильными".
"Письма о йоге"
"витал нуждается в какой-то активности – большинство виталов нуждаются в ней – и лишение его отдушины, которая могла бы быть полезной, а не вредной, делает его мрачным, безразличным и разочарованным или даже склонным взбунтоваться в любо момент и признать себя побежденным. Без помощи витала трудно делать садхану – он не сотрудничает или мрачно наблюдает, даже если молчаливое неудовлетворение готово выразить в любой момент сомнение и отказ; или он делает яростное усилие и затем отступает, говоря: "Я ничего не достиг". Ум сам по себе не многого может сделать, он должен иметь поддержку витала, а для этого витал должен быть в бодром и согласном состоянии. Он должен иметь радость творения, и нет ничего духовно неправильного в созидательной деятельности. Зачем лишать ваш витал этой радости излияния?"


Название: Пустота
Отправлено: Aleksandr от февраля 18, 2019, 11:37:06
Когда только ум участвует в переживании безмолвия, то встает проблема жизни или витала, который надо не иссушить и убить, а трансформировать.
Опыт безмолвия захватывает все существо и показывает нереальность (точнее реальность теряется) повседневной жизни. Причем здесь иссушение/убийство/трансформация витала? Причем тут развитие психического с целью трансформации витала?


Название: Пустота
Отправлено: Тим от февраля 18, 2019, 11:52:09
Тут все просто.
Когда вы добиваетесь безмолвия, вы вводите в определенное состояние свои нейронные связи, другие области мозга которые отвечают за эмоции, чувства и т.д. тоже начинают работать в ином состоянии, на иной частоте. Это и вводит искателя в состояние ощущения бессмысленности жизни, иссушения чувств (естественно, ведь области отвечающие за выработку эндорфинов, дофаминов и т.д уже работают по другому, вообще вся эндокринная система по другому работает), вот и получается то о чем говорит Слава, витал иссушается.
Трансформировать витал это значит научить свои нейронные связи по другому воспринимать и осуществлять жизнь.


Название: Пустота
Отправлено: Aleksandr от февраля 18, 2019, 12:16:19
Есть какие-то конкретные исследования по выработке эндорфинов при Безмолвии или это ваши выводы?
Опыт Безмолвия есть опыт, я надеюсь вы с ним знакомы, и мы говорим об одном и том же. Но совсем другая вещь это интерпритация этого опыта. Нужно очень внимательно относиться к трактовке опыта с помощью нашего умозаключения. О чем мы тут говорим? Вызвала сомнения фраза, что "Когда только ум участвует в переживании безмолвия, то встает проблема жизни или витала". Может никакой проблемы не встает? Потом дальше...  "он может естественно склоняться к нирване как верному движению". Это что? Теория? Т.е. Пустота склоняет разум к нирване? Вы пережили на собственном опыте нирвану или теоретизируете?


Название: Пустота
Отправлено: Тим от февраля 18, 2019, 19:06:56
Теоретизирую.
Безмолвия пытался добиться , отчасти получалось.
Витал конечно же стихает отчасти, и связываю это именно с успокоением ума.

А Вы так серьезно заявляете , будто ваш субьективный опыт есть истина в последней инстанции. Надо все таки осторожно относиться к трактовке опыта, это ведь как не крути ваше умозаключение, или вы не можете никак трактовать свой опыт?
Нирвану тоже не испытывал, но я о ней ничего и не говорю.


Название: Пустота
Отправлено: Тим от февраля 18, 2019, 19:11:07
Про эндорфины, серотонины и т.д. есть куча работ исследований, думаю можно с ними легко ознакомиться в интернете, исключать их воздействие нет причин ссылаясь на одно лишь сознание, поскольку не будь вашего тела и вашего мозга который контролирует выработку все этих веществ, то и небыло бы никаких опытов сознания, хоть положительных, хоть отрицательных, хоть нейтральных.


Название: Пустота
Отправлено: Aleksandr от февраля 18, 2019, 20:09:05
А Вы так серьезно заявляете , будто ваш субьективный опыт есть истина в последней инстанции. Надо все таки осторожно относиться к трактовке опыта, это ведь как не крути ваше умозаключение, или вы не можете никак трактовать свой опыт?
Я ничего не заявлял и ни на что не претендую и нахожусь в самом начале пути. Я думаю, что опыт безмолвия одинаков у всех людей, он происходит с выделением безмолвного Свидетеля и одинаково описывается у многих людей (начиная от Шри Ауробиндо, заканчивая знакомыми йогинами). Шри Ауробиндо где-то писал, что Безмолвие есть ситтхи (точнее писал, что сборник "Основы Йоги" описывает ситтхи). Если вам интересна тема Безмолвия и пустоты, вы можете пройти на YT канал (у меня в подписи) и послушать 2-3 первых подкаста.


Название: Пустота
Отправлено: Slava от февраля 18, 2019, 23:55:25
Опыт безмолвия захватывает все существо и показывает нереальность (точнее реальность теряется) повседневной жизни. Причем здесь иссушение/убийство/трансформация витала? Причем тут развитие психического с целью трансформации витала?
....
О чем мы тут говорим? Вызвала сомнения фраза, что "Когда только ум участвует в переживании безмолвия, то встает проблема жизни или витала". Может никакой проблемы не встает? Потом дальше...  "он может естественно склоняться к нирване как верному движению". Это что? Теория? Т.е. Пустота склоняет разум к нирване? Вы пережили на собственном опыте нирвану или теоретизируете?
Первоначально опыт безмолвия захватывает ум, остальные части существа временно затихают и не вмешиваются в опыт, но сами в опыте не участвуют. Например, Шри Ауробиндо проводил долгую работу, чтобы внести  нирвану, покой в подсознание.
"Ш. А.: В этой йоге вам снова и снова приходится работать над одной и той же вещью. И потому это становится долгой затяжной борьбой: падения, подъемы и снова падения. Возьмите, например, Нирвану — покой и самату. Я был вынужден воцарять их вновь и вновь, пока я не сделал это и в подсознании, но затем произошел этот случай. Это может быть проверкой." (Из Вечерних бесед)

"Проблема жизни и витала" встает неизбежно. Возможно не все ее наблюдают или отдают себе ментальный отчет в ее наличии или по другому формулируют. Классически, на мой взгляд, эту проблему описал Сатпрем в "На пути к сверхчеловечеству" в главе IV "Развилка на Пути".
"мы можем двинуться в одном из двух главных направлений. Мы можем выбрать путь восхождения, то есть, утончать себя все больше и больше, разгружать себя все больше и больше..."
и второй путь "Короче говоря, речь идет не о каком-то узконаправленном методе, который отметает все преграды, чтобы убежать на духовные вершины; нужен глобальный, всеохватывающий метод — не крутой подъем, а спуск или, скорее, раскрытие Истины, которая содержится везде, вплоть до клеток нашего тела."
И на пути спуска трансформация низшего витала неизбежна и выполнить ее можно только при участии психического. Это я говорю из личного опыта тоже, но и из опыта других садхаков на основе "Писем о йоге" Шри Ауробиндо.

По поводу "пустота склоняет ум к Нирване", я действительно так считаю из своего опыта. Если бы не было витала и  психического импульса, то для ума это огромное облегчение и притяжение нечто за пределами любого проявления. Собственно пустота в уме привела и Шри Ауробиндо первым делом именно к Нирване.


Название: Пустота
Отправлено: putnik04 от февраля 19, 2019, 04:54:23
Первоначально опыт безмолвия захватывает ум, остальные части существа временно затихают и не вмешиваются в опыт, но сами в опыте не участвуют. Например, Шри Ауробиндо проводил долгую работу, чтобы внести  нирвану, покой в подсознание.
"Ш. А.: В этой йоге вам снова и снова приходится работать над одной и той же вещью. И потому это становится долгой затяжной борьбой: падения, подъемы и снова падения. Возьмите, например, Нирвану — покой и самату. Я был вынужден воцарять их вновь и вновь, пока я не сделал это и в подсознании, но затем произошел этот случай. Это может быть проверкой." (Из Вечерних бесед)

"Проблема жизни и витала" встает неизбежно. Возможно не все ее наблюдают или отдают себе ментальный отчет в ее наличии или по другому формулируют. Классически, на мой взгляд, эту проблему описал Сатпрем в "На пути к сверхчеловечеству" в главе IV "Развилка на Пути".
"мы можем двинуться в одном из двух главных направлений. Мы можем выбрать путь восхождения, то есть, утончать себя все больше и больше, разгружать себя все больше и больше..."
и второй путь "Короче говоря, речь идет не о каком-то узконаправленном методе, который отметает все преграды, чтобы убежать на духовные вершины; нужен глобальный, всеохватывающий метод — не крутой подъем, а спуск или, скорее, раскрытие Истины, которая содержится везде, вплоть до клеток нашего тела."
И на пути спуска трансформация низшего витала неизбежна и выполнить ее можно только при участии психического. Это я говорю из личного опыта тоже, но и из опыта других садхаков на основе "Писем о йоге" Шри Ауробиндо.

По поводу "пустота склоняет ум к Нирване", я действительно так считаю из своего опыта. Если бы не было витала и  психического импульса, то для ума это огромное облегчение и притяжение нечто за пределами любого проявления. Собственно пустота в уме привела и Шри Ауробиндо первым делом именно к Нирване.

        +100  :)


Название: Пустота
Отправлено: Aleksandr от февраля 19, 2019, 18:03:49
По поводу "пустота склоняет ум к Нирване", я действительно так считаю из своего опыта
У меня такого опыта нет, опыт пустоты и безмолвия просто прошел или может растворился и стал частью сознания. И, что интересно, я не воспринял это как проблему жизни, скорее этот опыт показал иллюзорность жизни, ее неестественность и крайнюю субъективность. Скорее безмолвный Свидетель показывает объективную картину без примесей и просто наблюдается одновременно 2 картины: субъективная, с набором мыслей, чувств, отношений и объективная, бесстрастная, безотносительная. Спасибо, за ваш комментарий!


Название: Пустота
Отправлено: Slava от февраля 20, 2019, 19:48:04
У меня такого опыта нет, опыт пустоты и безмолвия просто прошел или может растворился и стал частью сознания. И, что интересно, я не воспринял это как проблему жизни, скорее этот опыт показал иллюзорность жизни, ее неестественность и крайнюю субъективность. Скорее безмолвный Свидетель показывает объективную картину без примесей и просто наблюдается одновременно 2 картины: субъективная, с набором мыслей, чувств, отношений и объективная, бесстрастная, безотносительная. Спасибо, за ваш комментарий!
Я понимаю, о чем Вы пишите. В принципе, я думаю, моменты иллюзорности нашей внешней жизни переживали множество людей даже которые не занимаются йогой. Не зря так популярен фильм "Матрица" где вся жизнь представлена как сон.
Но наверное, Вы задаете себе и вопрос, а что дальше? Все иллюзорно, временно - тела, жизнь, эмоции, ощущения, мысли.
Какая может быть польза от трансформации иллюзии и можно ли трансформировать иллюзию, которая никогда ничем иным быть не может? В зависимости от ответа на этот вопрос и происходит развилка в духовном пути.


Название: Пустота
Отправлено: Slava от февраля 25, 2019, 00:02:40
Любопытное письмо по теме иллюзорности и пустоты.
Шри Ауробиндо "Письма о йоге"
"Я не возвожу свою йогу на том недостаточном фундаменте, что Сам (не душа) вечно свободен. Это утверждение не ведет ни к чему дальше себя самого, или, если его используют как стартовую точку, оно вполне может вести к выводу, что деятельность или творение не имеют ни смысла, ни какой-либо ценности. Вопрос не в этом, а в назначении творения, есть ли в нем Всевышний, который является не просто чистым недифференцируемым Сознанием и Бытием, но также и источником и поддержкой динамичной энергии творения, имеет ли космическое существование смысл и ценность для Него. Это вопрос, который может быть разрешен не метафизической логикой, работающей в сфере слов и идей, а духовным опытом, который идет дальше Разума и вступает в духовные реалии. Каждый разум удовлетворен своим собственным рассуждением, но для духовных целей это удовлетворение ничего не стоит или служит лишь указанием, как далеко и в каком направлении прошел человек в своей подготовке к походу в поле духовного переживания. Если ваше рассуждение ведет вас к идее Шанкары о Всевышнем, это может послужить указанием, что вашим путем является Адвайта (Майявада).
Эта йога признает ценность космического существования и принимает его как реальность; ее цель - войти в верхнее Сознание-Истину, или в Божественное супраментальное Сознание, в котором деятельность и творение являются выражением не неведения или несовершенства, а Истины, Света, Божественной Ананды. Но для этого совершенно необходима сдача этому Высшему Сознанию смертного разума, жизни и тела, поскольку смертному человеческому существу слишком трудно пройти своим собственным усилием дальше разума к супраментальному Сознанию, в котором динамизм - больше не ментальная, а совсем иная сила. Лишь те, кто может принять зов к такой перемене, войдут в йогу."