Психическое и Пуруша

(1/4) > >>

Ольга:

Чем Психическое отличается от Пуруши?

 Вот определения из Словаря терминов йоги (составлен на основе писем и книг Ш.А.)

"Psychic Entity – Психическая сущность – искра или часть Божественного, которая присутствует во всех объектах и живых существах. В ходе эволюции психическая сущность растет и становится индивидуальной психической личностью в человеке, тогда она называется психическим сознанием."

"Psychic Being – Психическое Сознание – глубокое внутреннее сознание, которое поддерживает внешнее и внутреннее сознание. В ходе эволюции психическая сущность растет и становится индивидуальной психической личностью в человеке, тогда она называется психическим сознанием. Это эволюционирующая душа, которая, будучи бессмертной, проходит через циклы физического рождения и смерти, и растёт от жизни к жизни."

"Purusha – Пуруша – истинная или духовная личность; сознание покоя и отрешённости от внешней деятельности Природы. Фундаментальное сознание, поддерживающее игру Пракрити; сознательная Душа. Существует только один Пуруша; его деятельность зависит от его местонахождения и необходимости сознания в данное время. Пуруша существует на трёх планах мироздания: существует ментальный Пуруша, витальный и физический Пуруша; также есть психическое сознание Chaitya Purusha, которое поддерживает и несёт всех остальных. Можно сказать, что Пуруша – это проекция сознания Дживатмана, которую он создал для поддержки Пракрити на различных уровнях сознания."

Похоже, что Психическое и Пуруша понятия пересекающиеся, но не идентичные. С одной стороны и то и другое относится к Душе, обладает покоем, знанием, способно оказывать влияние на Природу и в то же время Пуруша может быть физическим, витальным и ментальным, тогда как Психическое соотносится исключительно с Душой. К тому же Психическое эволюционирует, а Пуруша неизменен. К тому же я никогда не слышала об Ананде Пуруши, тогда как для Психического - это сущностное переживание. Кажется, что Пуруша - это статический аспект Души, тогда как Психическое обладает и статическим и динамическим. Или я ошибаюсь?

Радостная:
Из книги "Вечерние беседы"

У.: Является ли психическое существо тем же самым, что называется Атман?

Ш. А.: Атманом называют обычно то, что в английском языке подразумевают под словом «Душа».  Он есть самосуществующий (не зависящий от других человеческих сущностей), осознающий Бытие анандамайи, Пуруша. Атман также есть во всем. Он есть то, что стоит за всеми проявлениями Природы.

У: Имеет ли он какие-то характерные особенности?

Ш.А.: У него нет характерных особенностей. Только одна, о которой можно сказать так: Сат-Чит-Ананда.

У.: Указывает ли это на пассивное или активное состояние существа?

Ш. А.: Обычно это используется для обозначения пассивного состояния, но иногда используется и для обоих состояний. Психическое  существо - это  не  то  же самое, что  Атман.  Это то, что соответствует европейской  идее  «души».  Западные  оккультисты признают, по крайней мере, три вещи: дух, душа и тело. Дух соответствует Атману, а Душа - психическому существу. Пуруша - это «Душа в глубине сердца».

У.: Является ли "ангуста матрах пуруша», о котором говорится в «Упанишадах», тем же самым, что психическое существо?

Ш. А.: Может быть. Я думаю, что психическое существо под¬разумевалось во фразе: «Ишвара сарвабхутанам хриддесе — Божество, сидящее в сердце сознания».

У.: Не является ли психическое существо непосредственным проявлением здесь Божественного? Если это так, то является ли это тем же самым, что Джива?

Ш. А.: Джива это нечто большее, чем психическое существо. Психическое существо находится позади сердца, тогда как Джива — высоко сверху, связанный с Центральным Существом. Он есть то, что на каждом уровне сознания становится Пурушей, Пракрити и индивидуальностью Природы. Можно сказать, что психическое существо есть духовная индивидуальность. Психическое существо наиболее точно отражает Божественное в низшем: тройственностью ума, жизни и тела. Есть четыре высших уровня: Caт, Чит, Ананда и Виджняна. Они существуют в Знании, в то время как ниже, на трех уровнях ума, жизни и тела существует смесь невежества и знания. Психическое существо находится позади этих трех: ума, жизни и тела. Оно наиболее открыто Высшей Истине и поэтому необходимо для проявления Божественного.
Лишь психическое существо может само полностью открыться Истине. Это именно так, потому что движения низших элементов - ума, жизни и тела - полны недостатков, ошибок и путаницы, и как бы искренне они ни стремились, как бы ни пытались трансформировать свои движения в движения Истины, они не могут этого сделать до тех пор, пока психическое существо не придет к ним на помощь. Конечно, эти низшие элементы имеют свою собственную искренность.
Когда психическое существо пробуждается, легко проводить различие между истиной и выделить любые ошибочные явления движения природы.

Ольга:
Спасибо, Галина.   :)

Спасибо, Анатолий.   :)  Я с вами совершенно согласна: лучше написать одну строчку из собственного опыта, чем страницу цитат (да не в обиду будет это сказано другим участникам форума  :)). Я понимаю, что это тяжело, страшно, так как приходится выставлять на всеобщее обозрение свой собственный внутренний мир. Иногда он не так уж и прекрасен, как хотелось бы. Люди не понимают, осуждают, отвергают то, что им непонятно. Интернет дает  большую возможность в том плане, что люди могут общаться инкогнито, не боясь, что это общение потом может отразиться некими последствиями в личной жизни. Во всяком случае, даже если нарвешся на агрессивную реакцию, можно просто уйти с сайта.

Есть еще одна причина по которой мне трудно говорить о внутренней жизни: Шри Ауробиндо запрещал своим ученикам говорить о духовных опытах, и я понимаю почему: сознание садхаков как правило смешанное, темное, эгоистическое,  духовный свет в нем дает о себе знать лишь редкими вспышками. Поэтому когда начинается обсуждение в первую очередь звозбуждаются поверхностные слои сознания,  уровень понимания снижается, опыт профанируется. К тому же возрастает эгоизм.  По этой же причиние я вынуждена была прекратить общение с людьми, близкими мне по духу. Что-то инстинктивно останавливало меня перед таким общением, мне хотелось больше молчать. Но вот я нашла ваш форум и не сдержалась. Думаю, Мать меня остановит, когда будет нужно.

Но здесь у меня к Галине претензий нет, т.к. вопрос был скорее теоретическим, чем практическим. Хотя, я думаю, такую длинную цитату можно было не приводить. Про Пурушу там было сказано только что "это Душа в глубине сердца". Но ведь и Психическое - Душа. Допустим, Пуруша - это сущность Души, а Психическое - ее эволюционирующая форма. Но ведь есть еще физический, витальный, ментальный Пуруша.  Больше всего Пуруша идентифицируется с понятием сознания.

"Сознание является основой мироздания. Оно неотъемлемая часть существования. Сознание присутствует даже тогда, когда оно ничем не проявляет себя внешне, недвижное и молчаливое; оно есть даже тогда, когда нам кажется, что оно отсутствует, и организм, с нашей точки зрения, находится без сознания и без всяких признаков жизни. " (Шри Ауробиндо. Письма о йоге)

Впрочем, я не считаю этот вопрос очень важным: главное реализовать, а что это такое - покажет время и опыт.

Про себя скажу, что я давно испытываю некую раздвоенность сознания: внутреннего (за спиной) и внешнего (в теле). Раньше я концентрировалась в области головы (за затылком и над макушкой) - это очень пассивное, холодное сознание, похожее на тихое сияние заснеженных горных вершин, оно не имеет никакой связи с внешним, так что как только я вовлекаюсь во внешнюю деятельность, оно исчезает. Теперь я концентрируюсь в области сердца (за спиной) - это мягкое, теплое, радостное сознание, которое не вовлекается во внешнюю деятельность, но имеет влияние на нее: смягчает, сглаживает противоречия, наполняет радостью. Оно одновременно похоже и на Пурушу (отстраненностью) и на Психическое (анандой)   \^^/

сергий:
Цитировать

Пуруша существует на трёх планах мироздания: существует ментальный Пуруша, витальный и физический Пуруша;
Мы слишком переоцениваем духовные знания Индии.(может быть не считая Вед).Сам ША говорил(т.2,стр 121)."Я,как превило,не использую подобные термины (манас и др.)-они принадлежат языку ПСИХОЛОГИИ древних школ йоги."Или:"Термины манас и т.п. принадлежат обычной психологии,применимой к поверхностному сознанию"-(стр 120).
Ментальный,вит-й,физ-й пуруша-это просто состояние погружения во внутреннее сознание,когда тело кажтся немного чужим.У Альбера Камю есть роман,в котором герою кажутся чужими и странными его же руки.Это и есть проявление пуруши.Во время действия алкоголя тело тоже воспринимается отделенным от ментальной воли.Это тоже сознание пуруши на физическом плане.
"Духовное знание Индии" по большей части оказывается пшиком,если внимательнее на него посмотреть.
А вот chaitya purusha-это уже приближение к настоящему знанию.Но почему-то слишком мало в Индии придают ему значения,всё больше асанам и пранаяме хатха-йоги,про которые сам Шри Ауробиндо сказал:"Мы не включаем методы хатха-йоги(асаны и пранаяму) в эту садхану.(Письма,т.5,стр 116).

Радостная:
Из книги "На пути" (переписка Матери с Шьямом Сундаром).

Вопрос:
Это то, как я понимаю Пурушу:

Господь есть высочайший Пуруша, Пурушоттама.
Атман есть универсальный Пуруша.
Дживатман есть индивидуальный Пуруша, а физический Пуруша, витальный Пуруша, ментальный Пуруша, так же как и тайный Пуруша в сердце - это его проекции.

Душа-это Пуруша, который входит в эволюцию.

Правильно ли мое понимание?

Мать:

Это один из способов выражения. Ментальные определения-не более чем приближение (к сути). Или поиск соответствий. Это только способ говорить.

10.3.67.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница