Вегетарианство

(1/4) > >>

Радостная:
Шри Ауробиндо о вегетарианстве.
(из книги "Вечерние беседы с Шри Ауробиндо)

23.7.1923.

У.: У меня состоялась долгая беседа с X. о вегетарианской и невегетарианской пище. Он утверждал, будто те, кто следует невегетарианский диете, лишены жалости. Жизнь священна, и ни один из тех, кто прозрел Дух во всех формах живого, не имеет права употреблять в пищу мясо.

Мой ответ звучал так: многие магометане и христиане не следуют вегетарианству, и тем не менее они вовсе не лишены жалости. Сам Христос не был вегетарианцем; диета имеет крайне малое отношение к жалости или жестокости. Далее, джайны, обще-известные вегетарианцы, ничуть не менее жестоки. Ваш аргумент, состоящий в том, что овощи, как низшие формы жизни, годятся для пищи, животные же, или высшие формы, должны быть исключены из нее, основан на произвольном допущении о наличии высших и низших форм жизни. Все это — лишь порождение разума. Любая жизнь — это жизнь.

У.: X. и рыбу бы съел, будь она овощем.

Ш. А.: Абсурдно наделять пищу столь большим значением в жизни духовной. Это вторичная материя, ест человек мясо или не ест, если мы рассматриваем духовное его существование. Истинно лишь бесстрастие, или самата. Если оно есть, то неважно, есть рыбу или принимать вегетарианскую пищу. Говоря философски, высказывание: «в этом жизни больше, чем в том» — совершенно лишено смысла.

У.: Но ведь животные представляют собой жизнь куда более развитую, чем деревья.

Ш. А.: Не жизнь, а разум. Определенные аспекты жизни в растении выражены острее, чем в самом человеке. Лишь разум неразвит.

У.: Речь идет о витальном отвращении. Кто-то скажет, что испытывает отвращение к убийству животного или, скажем, он чувствует, что животное ближе ему. Но все сказанное не доказывает того, что растение в момент убийства страдает меньше, чем животное. Просто страдания растения человеку не видны; отсюда, видимо, и меньшее отвращение. Сказывается обусловленность самскарами — прошлыми впечатлениями. Простейший факт заключается в том, что живое не может жить, не потребляя какую-то жизнь. Все же подобные споры — лишь попытки интеллекта оправдать старые самскары.

У.: Вы говорите о бесстрастии — самате. Почему же прежде установления саматы в разуме необходимо установить ее в пране, в витале?

Ш. А.: Почему же? Если сможете, устанавливайте ее где хотите. Вовсе не обязательно ждать и воцарять бесстрастие сразу на всех планах.

У.: Необходимо ли ждать совершенства в йоге, чтобы употреблять и рыбу?

Ш. А.: Не понимаю. Очень немногим доступно истинное значение саматы, беспристрастия. Самата означает определенное отношение существа, взятого в его цельности, к миру и его проявлениям. Этот мир переполнен ужасами и страхами. Самата означает, что человек может смотреть на них, пребывая в известном равновесии, не теряясь и не испытывая эмоций. И это вовсе не означает, что он примется убивать либо всех подряд, либо некоторых, руководствуясь какими-то своими соображениями. Это было бы неправдой. Самата означает только следующее: человек должен уметь смотреть на мир, не испытывая эмоций. То, что X. называл «жалостью», совершенно отлично от «сострадания»; оба эти начала отличаются, в свою очередь, от саматы — бесстрастия. Самата — отношение всего существа. Жалость и сентиментальность — результат нервного отталкивания, некое движение в ментальном существе.

Когда я был молод, я не мог прочесть ничего, связанного с жестокостью без того, чтобы не почувствовать отвращение и ненависть к тем, кто творил эту жестокость. И не мог убить насекомого, будь это комар или клоп. И вовсе не потому, что я верил в ахимсу, но единственно потому, что мною овладевало нервное отвращение. Позднее, даже тогда, когда мой ментал не протестовал, я не мог нанести вреда никому, так как само тело отвергало подобные действия. Когда я оказался в тюрьме, первые пятнадцать дней меня преследовали всевозможные ментальные муки. Я должен был смотреть на сцены разнообразных страданий, но тут — тут нервное отталкивание исчезло.
Сострадание — нечто иное. Оно приходит Свыше. Это — состояние сочувствия страданию человека, всему земному страданию; в нем рождается идея помощи ближнему: помощи, требующей полной самоотдачи. Сострадание вовсе не похоже на жалость. Оно подобно, скорее, Богу, с небес своих бесстрастно взирающему на человеческое страдание. Сострадание может и уничтожать, — и уничтожает оно состраданием — дайей; это Дурга и совершила с ракшасами, враждебными существами. Здесь не должно быть места для жалости. Множество раз ракшас может приходить с просьбой спасти его, он даже может просить своей трансформаций с помощью вашей духовной силы, — именно об этом просили Мать такие твари в одном из ее видений. Если вы попытаетесь помочь им, вся ваша сила перейдет к ракшасам, сами же вы обессилите. Когда эти витальные существа воплощаются в людях, сострадание не останавливает человека перед их убийством.

То, что растительное царство обладает жизнью — не новость; для того же, чтобы есть рыбу, вовсе не обязательна самата. В детстве, когда у меня не было саматы, я рыбу ел. Нужно единственное — избавьтесь от отвращения. На самом деле, сейчас я не ем рыбу, но это ничего не значит. Я кормлю ею кошек.
Когда есть самата, приходит самарасатва — равное наслаждение всем; человек обретает расу — радость сущностную от пищи любого рода. Даже то, что мы называем плохо приготовленным, имеет собственную расу. Но тут нельзя не считаться и с тактом. Не стоит совать рыбу в лицо джайну или пускать дым в лицо ортодоксальному тамильскому брамину.

bois:
Этот импульс исчезнет только тогда,когда исчезнет из человеческой
природы его животное начало.Много уйдет из нашей природы:например,потребность в еде,даже,возможно потребность во сне в том виде,в каком мы его сейчас знаем.

До тех пор,пока ваше тело вынуждено заимствовать средства для существования из чужеродной материи,оно будет неминуемо принимать в себя  значительное количество инертных и несознательных сил,которые оказывают на вас нежелательное воздействие-вся эта алхимия должна найти себе пристанище внутри вашего тела.Мы уже говорили о различных качествах и степенях сознания,поглощаемого вместе с пищей,но существует так же и не сознание,которое нам приходится усваивать вместе с едой.



Если вы намерены подняться от обычной жизни к высшей,к питанию начинает  проявляться особый интерес,и если уже достигнув высшей жизни,вы попытаетесь подготовить себя к трансформации,тогда эта проблема станет еще более важной.Конечно,есть такая пища,которая помогает стать телу более тонким,и такая,которая оставляет его в животном состоянии.

Алина ,я наверно что то не понимаю,объясните.


Солнечная тропа  стр.171,172,177

Радостная:
Всё очень просто - я привела цитату Шри Ауробиндо, а Вы - Матери :))

bois:
Дело в уровне развития?

сергий:
Цитировать

Дело в уровне развития?
Нет.
http://vk.com/topic-16536692_24608938?offset=60

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница