Личный вопрос ученикам

(1/1)

Сергей Чернигов:
подскажите, пожалуйста, что говорит о роли физического мозга в жизни человека интегральная йога? Какие функции он ( физ. мозг ) выполняет , учитывая полное строение человека ( с тонкими телами ).
Где можно найти информацию об этом?

-----
Я разрешаю публиковать на форуме мой вопрос и ответ на него
Сергей Чернигов

Slava:
Цитата: Сергей Чернигов от Март 10, 2018, 10:10:55

подскажите, пожалуйста, что говорит о роли физического мозга в жизни человека интегральная йога? Какие функции он ( физ. мозг ) выполняет , учитывая полное строение человека ( с тонкими телами ).
Где можно найти информацию об этом?

-----
Я разрешаю публиковать на форуме мой вопрос и ответ на него
Сергей Чернигов

Добрый день!
Шри Ауробиндо "Письма о йоге": "Мозг является центром лишь физического сознания. Себя ощущают здесь, пока живут в физическом уме или идентифицируются с телесным сознанием, тогда получают через sahasrāra в мозг. Когда перестают располагаться в теле, тогда мозг становится не местом расположения, а только пассивным и безмолвным передаточным каналом."
https://aurobindo.ru/workings/sa/22/0005.htm#xiii   

Про влияние вялости мозга на садхану, например, из Вечерних бесед:
"Ш. А.: Что вы имеете в виду? Мозг — не место нахождения мыслей. Это ум мыслит, мозг только регистрирует это. Есть параллель между движениями мозга и Высшего Ума. Но мозг — это только связующий канал, это только опора высшей деятельности. Если ум пассивен, он воспринимает сигналы свыше — из Высшего Ума — и передает их в мозг.
Итак, если мозг вялый, ум не может передать свое воздействие правильно, он делает это несовершенно. Иногда, не всегда, падение в садхане есть также результат усталости мозга.
У.: Но не всегда?
Ш. А.: Нет, в светлые периоды прогресс сохраняется. Но когда деятельность физического мозга ослабевает и он отказывается поддерживать усилия воли и ума,  тогда вы обнаруживаете,  что в садхану активно вмешивается вялость и тамасическое состояние. "

P.S. Если резюмировать, то на мой взгляд мозг очень важная часть тела  :) , так как через него осуществляется в интегральной йоге воздействие на физическое сознание Высшего Ума.



Slava:
Еще, на мой взгляд интересный отрывок из "Вечерних бесед".

13.8.1926
"
У.: Мне хотелось бы уяснить разницу между различными психологическими составляющими бытия, а именно: 1) Ментальное: собственно ментальное; ментально-витальное; ментально-физическое; 2) Витальное: витально-ментальное (жаждущий разум); собственно витальное; витально-физическое или физико-витальное; 3) Физическое: физико-ментальное; физико-витальное; собственно физическое.
Ш. А.: Трудно выразить различие средствами языка, даже если кому-то это и удается, выражение это будет частичным и крайне неадекватным. Если вы станете рассматривать ментальное существо человека, вы обнаружите в нем то, что может быть названо чисто ментальной составляющей, она расположена немного выше головы и осуществляет через мозг связь с физической жизнью. Это «мыслящий разум». Главным образом, он связан с рассудочной деятельностью, творением ментальных форм и активностью ментальной воли.
Далее, существуют эмоции и ощущения, которые не вполне ментальны по своему происхождению и составу, но, поднимаясь из витального существа и достигая разума, они принимают ментальные формы, становясь ментальными эмоциями и ментальными ощущениями. Их я называю ментально-витальными.
Некоторые считают их чисто витальными. Итак, от головы до речевого центра (шеи) вы, так сказать, имеете дело с ментальным существом.
........
Ш. А.: Есть и физическое существо. Здесь вы обладаете физическим разумом, большинство людей имеют его. Этот разум воспринимает окружающие нас физические проявления, но дальше этого он не идет. Он приемлет их такими, какие они есть, и, хотя мы и не можем сказать того, что он «мыслит» о них, он является началом, неким образом их упорядочивающим.  Если  исключить  его  активность при действиях, связанных с проявлениями высших способностей, то он едва ли может быть назван мыслящим. Разум этот — дальний предел,  подобно острию пера,  необходимый для работы ментального существа. Когда я беру в руки перо и начинаю что-то писать,  разумеется, я не думаю при этом о самом акте писания,— пусть это будет  слово или имя,— и производит это именно физический разум.
Существует также витально-физическое или физико-витальное. Это — витальная активность в физическом существе. Для нас оно обладает наибольшей важностью, ибо именно оно побуждает к действию различные органы. Функции физического существа также регулируются им. Именно оно дарует телу здоровье и силу. По этой-то причине «Упанишады» и говорят о пранах — витальных или жизненных дыханиях, или движениях в системе.
Они обладают величайшим значением, поскольку образуют нечто подобное нервным окончаниям высших способностей.
Хорошее исполнение чего бы то ни было невозможно без их соответствия высшим способностям внутреннего существа.
Например, предположим, что вы — музыкант; в вас может звучать лучшая музыка, но если пальцы ваши не способны к соответствующим движениям, вы не придете к успеху. Они составляют известное окончание внутреннего существа, через это окончание это существо выражает себя на физическом плане. Как перо, посредством которого мысль находит выражение.
И еще, именно по этой причине мозг считается наиважнейшей частью тела. И не потому, что он создает мысли, но единственно потому, что он образует связующее звено, через которое мысль может здесь обрести воплощение. Мозг — аппарат, воспринимающий высшую активность."

Навигация

[0] Главная страница сообщений