Предание о женщине
Виталий:
Товарницки: (обращаясь к Суджате): Как Ваше имя?
Суджата: Суджата.
Товарницки: Су-джа-та, правильно?
Да.
Товарницки: Хорошо. Долгое время Вы были спутницей Сатпрема. Вы
следовали тем же путем, что и он. Вы часто встречались с Матерью.
Что Вы в действительности думаете об особенной роли женщины в тако-
го рода стремлении? И какие различные типы женщины существуют в ин-
дийской традиции?
(Суджата смеется)
Товарницки: Нехороший вопрос?
Нет, вопрос очень хороший! Но мне хочется прервать Вас, чтобы про-
цитировать то, что Шри Ауробиндо сказал о Матери. (Обращаясь к Сатпре-
му): Ты помнишь? Шри Ауробиндо сказал ученикам, что не будь здесь Мате-
ри, его реализация так бы и осталась (как бы выразиться?) на нематери-
альном плане. Именно благодаря Матери стала возможной реализация этого
на физическом плане.
Товарницки: Говорила ли она об особенной роли женщины?
Шри Ауробиндо говорил о Матери. Это одно. Но что касается женщины
вообще, ну, что я могу сказать? Не знаю.
Товарницки: А что за предание о "женщине - хранительнице очага"
[root-woman] и "женщине для развлечений" [vine-woman]?
(Смеясь). Да.
Товарницки: Я хотел бы, чтобы Вы пояснили это. В самом деле, как
Вам нравится это предание?
Хорошо, когда-то я читала нашего бенгальского поэта, которого вы
все знаете, Рабиндраната [Тагора]. И он сказал (не помню, кому), что в
своей жизни он встречал много женщин, и он обнаружил, что женщины делят-
ся на два типа: "женщины для развлечений" и "женщины - хранительницы
очага".
"Женщины для развлечений" всегда прекрасны, вы знаете! В этом нет
ничего плохого. Но они не помогают мужчине укорениться. Совсем напротив,
они истощают мужчину и удерживают его от того, чем он мог бы стать и яв-
ляется в истине своего существа, в своих глубинах или по своему духу.
Тогда как "женщины - хранительницы очага" всегда остаются очень
близки к мужчине, что позволяет ему расти к солнцу, к свету, как дерево,
выпускающее свои побеги.
Я только цитирую по памяти. (Смеясь). Это все.
Товарницки: А что Мать говорит о специальной роли женщины?
Да, хорошо, он [Сатпрем] может рассказать.
Сатпрем: У женщины гораздо больше отваги, чем у мужчины. Особенно
когда приступаешь к этой йоге тела, в которой мужчина склонен считать
все это неважными пустяками -- все малейшие внушения или предложения, с
которыми нужно постоянно сражаться...
Только женщина имеет терпение, в самом деле, и отвагу иметь дело с
материей в мельчайших деталях, искать совершенство во всех материальных
деталях.
Мужчина хочет парить и делать синтез.
Женщина дотошно проделывает любую и каждую вещь, и каждая вещь
должна быть как раз такой, находиться на свое месте. Женщина расставляет
вещи по своим местам.
Товарницки: Очень скромная задача!
Да, нет ничего более смиренного, чем йога в материи! В самом деле,
против чего же борешься? Целое болото убогих вещей, постоянно болтающих-
ся в сознании.
И затем, есть некое "здоровье", глубоко заложенное в женщине, нечто
чрезвычайно "здоровое" в самом теле женщины. Она гораздо сильнее в борь-
бе против всех нездоровых внушений распада: внушений болезни, внушений
смерти, внушений... всех внушений, которые встречаешь, когда делаешь эту
йогу в материи.
Она гораздо здоровее. В действительности, возможно, из-за того, что
играет созидательную роль. Реализация никогда не будет полной, если муж-
чина не имеет возле себя того, что называется в Индии Шакти, иными сло-
вами, НАСТОЯЩЕЙ женщины.
Вещи могут завязнуть в сантиментах или даже ниже, в сексуальных от-
ношениях -- это уводит в сторону.
Но есть сущность женщины, не имеющая ничего общего с сантиментами
или сексом. Это нечто из иного... измерения.
Корень жизни женский, вы знаете.
Созидательная энергия женская.
И в этом ее роль возле мужчины.
И как она может помочь ему, так она может и разрушить его. Это оче-
видно.
Если она не созидательна, то есть, если она не стремится к Свету,
она разрушает мужчину.
Товарницки: А если мужчина не стремится к Свету?
Она топит его. Они оба тонут.
Товарницки: (обращаясь к Суджате): Это то, о чем Вы умолчали.
Суджата: Нет, я не совсем согласна с вами. Потому что я чувствую,
что женщина обладает СПОСОБНОСТЬЮ тянуть мужчину -- даже когда он тонет.
Товарницки: А не может ли она его потопить?
Конечно, она может его потопить!
Она может потопить его; об этом он только что сказал. Она может ли-
бо потопить его, либо помочь ему. Но я вижу, что женщина способна --
когда мужчина уже внизу -- она также способна вытянуть его.
Сатпрем: Это верно.
Радостная:
Ваня, даем тебе коллективный ответ...
Иван Юрьевич: Я нигде не читал у Матери и Шри Ауробиндо о таком разделении в йоге (на "Хранительницу очага" и "Женщину для развлечений"). Мне кажется, в этой йоге нет такого разделения. Вопрос Товарницкого был связан с неким преданием, которое никакого отношения к Интегральной йоге не имеет.
Надежда Борисовна: В йоге нет такого разделения.
Эвелина Эмильевна: Непонятно, как такое вообще можно к йоге отнести. Это уже из области желаний, витального...
Елена Михайловна: Если ты изменишь позицию, то изменится твой взгляд, и ты тогда сможешь понять то, о чем говорили Суджата и Сатпрем, отвечая на вопросы Товарницкого. В йоге есть только одна женская Сила - Шакти.
тула-толе:
у нас дома книга товарницки-моё пылающее сердце, ну так там перевод намного лучше... ведь сюжет о женщинах у нас например также как в стихах Рабинданата Тагора : женщина - корень и женщина - лоза... там ведь нет женщины для развлечений и там имелось в виду просто что она не поддерживает мужчину в его начинаниях - не дают возможности стать тем , кем он является на самом деле в глубине и широте своего существа... Где тут развлечения? таких не мало женщин как и мужчин, что они все для развлечений???? там много дурного в вашем переводе ваня.
Навигация