О Богах, Асурах, Титанах...

(1/2) > >>

Радостная:
Интересный отрывок из "Вечерних бесед" со Шри Ауробиндо.


У.: Что это за сознание - акшара   о котором говорит «Гита»?

Ш. А.: Это — неизменное безличностное брахмическое сознание; оно является основой покоя, бесстрастия и универсальной пассивности. Оно — аспект Трансцендентального, Пурушоттамы.

У.: Каким значением обладает достижение этого сознания в садхане?

Ш. А.: Обретается безличностная позиция, покой и бесстрастие; это сознание может даровать вам полную свободу от Природы, от всех зависимостей.

У.: Почему у Высшего безличностные статус или позиция?

Ш. А.: Потому что это необходимо для творения: необходима поддержка всей природы, всей игры универсальных сил. Оно, будучи акшарой, поддерживает все равным образом.

У.: Вы говорили о плане богов. Как можно достичь этого плана?

Ш. А.: Ключ к нему в определенном умении. Человек должен восходить до него.

У.: Каковы условия его достижения?

Ш. А.: Условия? Условий не существует. Не понимаю, как это могло бы помочь вам, если бы я даже что-то сказал об этом. Ну хорошо, первое условие состоит в том, что вы не можете достичь истинных богов, пока вы обладаете «это».

У.: А витальных богов?

Ш. А.: Боги есть на каждом плане; «Бог» — чрезвычайно широкое понятие. Оно достаточно вольно и установившегося значения не имеет.
Витальные боги могут даровать вам силу, разрешить ваши финансовые и прочие проблемы, но, разумеется, при этом возникнет и обусловленность.

У.: Обусловленность какого рода?

Ш. А.: Они, к примеру, могут дать вам силу; вы же должны будете удовлетворять их условия и поклоняться им.

У.: Асуры тоже дают силу.

Ш. А.: Асур не дает вам ничего. Он всего лишь использует вас в своих целях, и когда ваша роль сыграна, он отбрасывает вас за ненадобностью.
А вот витальные боги порой и помогают в духовной жизни. Необходима способность идти вслед за ними. Если же вы попытаетесь обогнать их, они воспротивятся вам, расставляя на вашем пути преграды, пытаясь сохранить вас при себе. Ниспослание Индрой апсар, небесных нимф, имеет именно это значение; его цель - завлечь риши, великих мудрецов и йогов.

У.: А я считал это обычной легендой.

Ш. А.: Это в вас говорит европейская ментальность. За формой легенды скрыта некая истина. Скажем, история о Вишвамитре и Индре содержит духовную истину. Если вы с успехом пройдете через тяжкие испытания, то они, боги, не станут возражать против того, чтобы вы ушли дальше их.

У.: Божественны ли по своему происхождению асуры и титаны?

Ш. А.: Да, и они служат божественным целям.

У.: Можно ли сказать, что истинные боги — это силы Божественного?

Ш. А.: Они - лики Божественного.

У.: На каком плане они находятся?

Ш. А.: На супраментальном плане и высших планах.

У.: Над Супраменталом?

Ш. А.: Да. Вы что, считаете высшим планом Сверхразум?

У.: Высшим сознанием называют Высшую Сат-Чит-Ананду.

Ш. А.: Высшим является то, что мы называем словом Пурушоттама; человек же может достигнуть единственно плана Ананды.

У.: А на каком плане обитает Кришна вайшнавов?

Ш. А.: Что вы понимаете под «Кришной»?

У.: Согласно вайшнавам, Кришна принадлежит плану Ананды; они выражают это, говоря о том, что он находится далеко за акшарой.

У.: Верно ли то, что для достижения мира богов человек должен работать с психическим началом?

Ш. А.: Да! Вот вам и еще один ключ.

У.: Мне хотелось бы узнать об этом побольше, получить еще некоторые подсказки. Мне не хотелось бы стучаться не в ту дверь.

Ш. А.: Если вы того желаете, я назову и еще один путь. Найдите свое высшее «я», не являющееся ни вашим «эго», ни Атманом. Тогда вы окажетесь в плане богов.

У.: Высшая самость человека является богом?

Ш. А.: Человек — не бог. Но он может достигнуть плана богов, именно там он обладает своей божественной Самостью — Дживой, являющейся частицей Божественного. Если же вы станете стучать в их врата, будучи объятыми желаниями, они укажут вам на витальных богов.

У.: Среди христиан распространена вера в Троицу; говорится, что богов семь и каждая душа — суть лик одного из этих семи. Не пойму, почему их только семь?

Ш. А.: Вероятно, потому что узреть мы можем лишь семерых, остальных мы не видим.

У.: Шри Кришна описывается как обладающий голубым светом, за которым сверкает молния.

Ш. А.: Голубой цвет характерен для духовного плана, он присущ Кришне. В целостности своей божественной личности Кришна принадлежит плану Ананды, именно на этом плане вами обретается цельность.

У.: К какому плану относятся боги, почитаемые индуистами? Они относятся к витальному?

Ш. А.: Нет, поклонения совершаются витально, но понятие об этих богах гораздо шире, обычно они восходят к высшему ментальному плану.
Когда европейский разум оставит материализм, он воспримет витальных богов как богов истинных.

Радостная:
22.8.1926

Ш. А.: (повернувшись к ученику) Вчера вы спрашивали о формах богов и о том, имеют ли они определенную форму в своем собственном плане. Я думал об этом и склонен считать, что им присущи определенные формы.

У.: Считается, что каждый бог обладает своей нитья-рупой — «вечной формой».

Ш. А.: Думаю, так и есть. Человек не сможет увидеть этого, пока он полностью не оставит человеческое сознание. Они обладают формами, позволяющими им отличаться от других богов, формами, выражающими их суть.
Похоже, в этот вопрос должно включаться три момента. Во-первых, форма, которую мы видим, может быть отражением истинной, вечной формы; отражение это может быть неполным и различным для различных планов. План, отражающий форму, будет ее определять. Во-вторых, разум или сознание бхакты — послушника — может привносить в нее что-то свое. И в-третьих, — она может быть наложением двух названных возможностей.

У.: Обладают ли формы богов каким-либо подобием форм человека?

Ш. А.: Не обязательно. Но те, кто достигает плана богов из позиции безличностной, те, кто не останавливается в сознании Сат-Чит-Ананды, миновав ментальное сознание, приходят в план, где боги предстают им в формах, подобных человеческим. Видимо, этим можно объяснить то, что в «Ведах» имя «Пуруша» («Всечеловек») приложимо и к богам.

Slava:
К обсуждаемому вчера на вебинаре вопросу о враждебных силах и их необходимости в эволюции, наткнулся на письмо Шри Ауробиндо.

"Эволюция из Несознания могла бы и не быть мучительной, если бы не сопротивление; она могла бы быть нарочито медленным и прекрасным расцветанием Божества. Нужно уметь видеть, как прекрасна может быть, и обычно бывает, внешняя Природа, хотя сама она внешне "несознательна". Почему должен рост сознания во внутренней Природе поражаться столь многочисленными уродствами и злом, пятнающими красоту внешнего творения? Из-за извращения, рожденного от Неведения, которое входит с Жизнью и возрастает в Разуме — это та Ложь, то Зло, что родились из-за глубокого сна Несознания, отделяющего свою деятельность от света тайного Сознания, которое все время находится внутри него. Но все могло бы быть по-другому, если бы определяющая Воля Всевышнего не положила, что возможность искажения несознанием и неведением должна быть поддержана, чтобы они были отвергнуты через предоставленный им шанс — поскольку всякая возможность должна где-то проявиться; когда она будет отвергнута, Божественная Манифестация в Материи будет более великой, чем она могла бы быть в противном случае, ибо она будет комбинировать все возможности, вовлеченные в это трудное творение, а не некоторые из них, как вполне могло бы случиться в более легком и менее напряженном творении.

"От красоты к более великой красоте, от радости к более великой интенсивной радости особым регулированием чувств" — да, это было бы нормальным ходом божественной манифестации, как бы ни была она постепенна, в Материи. "Неприятный звук и отталкивающий запах" порождены дисгармонией между сознанием и Природой и не существуют сами по себе; они не приходили бы к освобожденному и приведенному в гармонию сознанию, ибо были бы чужды его бытию, они не поражали бы правильно развивающиеся в гармонии друг с другом душу и Природу. Даже "извергающийся вулкан, разрушительная гроза и свирепый тайфун" сами по себе грандиозны и прекрасны, они опасны или страшны лишь для сознания, неспособного встретить их или иметь с ними дело, или заключить договор с духами Ветра и Огня. Вы полагаете, что манифестация из Несознания должна была быть тем, чем она является здесь и сейчас, что мира Материи иного рода быть и не может, однако гармония материальной Природы, взятой самой по себе, показывает, что он не обязательно должен быть дисгармоничным, полным зла и страдания, яростно клокочущим творением — психическое существо, если бы оно с самого начала могло проявиться в Жизни и Разуме и вести эволюцию, вместо того, чтобы действовать из-за вуали, стало бы принципом гармонии, всегда изливающейся вовне: каждый, кто хоть раз ощущал психическое, действующее внутри него без вмешательства витала, согласится, что оно привело бы именно к такому результату, проистекающему от безошибочного восприятия психического, от его верного выбора, гармоничного действия. И если этого не произошло, то потому, что Темные Силы сделали Жизнь претендентом из инструмента. В реальности Врагов, в природе их роли, в тенденции их усилий не может усомниться тот, с чьего внутреннего зрения снята печать и кто имел с ними неприятное знакомство.
- 1937 "

DimDim:
Цитировать

. Но все могло бы быть по-другому, если бы определяющая Воля Всевышнего не положила, что возможность искажения несознанием и неведением должна быть поддержана, чтобы они были отвергнуты через предоставленный им шанс — поскольку всякая возможность должна где-то проявиться; когда она будет отвергнута, Божественная Манифестация в Материи будет более великой, чем она могла бы быть в противном случае, ибо она будет комбинировать все возможности, вовлеченные в это трудное творение, а не некоторые из них, как вполне могло бы случиться в более легком и менее напряженном творении.
А в чем разница, если в конце все равно Бог? Я иногда вижу, чем может стать эта Земля и люди на ней, поскольку сердце может предвосхитить что-то. Но в последнее время я не хочу ничего делать, потому что несогласен с путями мира: мне не хочется работать в этой темноте, в этом мраке, дурости и глупости. В чем величие и великолепие ТОГО творения, которое прошло через ад? Выражаясь простым языком, это типа ачивки для божественного сознания, которое столкнулось со своей противоположностью, а потом привело ее в гармонию? Хорошо, но если возможность ада и ужаса была принята, то что она дала? С человеческой точки зрения это просто нелепость. Как ни посмотришь, мы марионетки и рабы божественной воли, которая творит мир по своему произволу.
В Савитри (8 песнь, 2 книга) есть описание мира фальши. Якобы зло существует для того, чтобы подгонять людей к свету. Спрашивается, если враждебные силы допущены в работу ради ускорения эволюции, то почему эволюция не стала "подгоняться" психическим существом, а не ими? Или это видите ли слишком сладко и приятно, а нам надо пожесче?
Я конечно знаю, что мой интеллект не обладает сознанием всего и сразу, поэтому я мыслю, как человек. И с точки зрения человека Божественное - это преступник, которого нужно убрать из мира, потому что Оно и есть само зло. 

Slava:
Цитата: DimDim от июня 20, 2018, 22:32:32

А в чем разница, если в конце все равно Бог?
...
Я конечно знаю, что мой интеллект не обладает сознанием всего и сразу, поэтому я мыслю, как человек. И с точки зрения человека Божественное - это преступник, которого нужно убрать из мира, потому что Оно и есть само зло. 

Если рассуждать интеллектуально-философски, то есть, например, материализм и буддизм, которые не признают существование Всевышнего как источника материальной вселенной. Есть самоорганизующаяся материя или сансара. Но это не снимает вопроса, а почему это так - материя со злом или сансара со злом.
Если Вы еще не полностью записали Божественное в преступники  :),  то много интересных отрывков по этому вопросу есть в Агенде. Вот, например, один из них, где Мать пытается объяснить.
16 марта 1968
"Этим утром было переживание, казавшееся необычным, и… это было всегда известно. Так что происходит ментализация — как только это ментализировано, оно становится ясным, но это больше не то! Ведь можно сказать, что это творение является «творением равновесия», и как раз ментальной ошибкой будет хотеть выбирать одно и отвергать другое — что все должно быть вместе: то, что мы называем добром, и то, что мы называем злом, то, что мы называем хорошим, и то, что мы называем плохим, то, что кажется нам приятным, и то, что кажется нам неприятным, все это должно быть вместе. И этим утром было открытие того, что через Отделение — это Отделение, которое было описано самыми различными способами, иногда эпизодически, иногда просто абстрактно, иногда философски, иногда… все это только объяснения, но есть нечто, что, вероятно, является просто Объективизацией [Мать делает жест проталкивания вселенной вперед из Непроявленного]… Но это все еще способ объяснять. Чем является в точности это так называемое Отделение? Не известно (или, может быть, известно, я не знаю). Это как раз то, что создало (говоря об этом в красках) черное и белое, день и ночь (это даже более смешано — но черное и белое тоже смешано), это тенденция создавать два полюса: приятная, хорошая вещь или неприятная, плохая вещь. И как только вы хотите вернуться к Истоку, эти два полюса имеют тенденцию слиться. И в совершенном равновесии, то есть, где деление больше невозможно, и одно не имеет влияния на другое — где два полюса снова становятся одним — там находится известное Совершенство, которое мы пытаемся снова открыть.

Отвержение одного и принятие другого — ребячество. Это неведение. И все ментальные представления, как представление о вечном Зле, вечно злым, что породили идею об аде, или же представление о вечном Добре, вечно добром… все это ребячество.

(молчание)

Может быть (может быть, поскольку как только вы хотите сформулировать, вы ментализируете, и как только вы ментализируете, это сжимается, ограничивается, теряет силу истины, но, в конце концов…), что в этой вселенной, как она устроена, совершенство является… [Мать остается поглощенной на долгое время]. Это ускользает от слов… Можно было бы сказать так (но это сухо и безжизненно): это восприятие (только ли «восприятие» это? это не просто восприятие; это ни восприятие, ни знание, ни сознание…), это сознание единства всего, воспринимаемого индивидом — воспринимаемого, переживаемого, реализуемого. Но это ничто, это только слова… Кажется, что вселенная была создана для того, чтобы решить этот парадокс сознания целого, живущего (не только воспринимающего, но живущего) в каждой части, в каждом элементе, составляющем целое.

Так что, в целях формирования этих элементов началось все с Отделения, и это Отделение породило деление на то, что мы называем хорошим и плохим; но с точки зрения ощущения — ощущения в самой материальной части — можно сказать, что это страдание и Ананда. И движение — покончить со всяким отделением и реализовать полное сознание в каждой части (что абсурдно с ментальной точки зрения, но это так).

На мой взгляд, это слишком по-философски, не достаточно конкретно. Но переживание этого утра было конкретным, и конкретным из-за того, что возникло из чрезвычайно интересных ощущений в теле, из-за наличия этой постоянной дуальности, выглядящей противостоянием (не только противостоянием, а взаимным отрицанием) между… можно взять симптом страдания а Ананду. И истинное состояние (которое, как кажется, сейчас невозможно сформулировать на словах, но которое было пережито и прочувствовано), это целостность, содержащая все, но вместо того, чтобы содержать конфликтующие друг с другом элементы, эта целостность является гармонией всего, равновесием всего. И когда это равновесие будет реализовано в творении, это равновесие сможет… (на словах это больше не то)… можно было бы сказать: станет способным прогрессировать без разрывов."

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница