Употребление спиртных напитков и наркотиков.
ananda:
Решил здесь выложить высказывания Шри Ауробиндо и Матери по этому поводу, на мой взгляд не помешает. :)
Употребление спиртных напитков и наркотиков
Сегодня за вечерним столом неожиданно возник вопрос об употреблении садхаками алкоголя и наркотиков.
Ученик: Помогает ли достижению Самадхи употребление некоторыми садхаками вина или наркотиков?
Шри Ауробиндо: Всё зависит от того, что вы называете словом «самадхи». Мой собственный опыт в этом вопросе говорит о том, что вино и наркотики в целом затормаживают работу наиболее тамасичных центров физического мозга, другие же центры мозга при этом стимулируются. Это помогает вырваться из ограничений физического сознания и дает возможность выйти в иные планы.
Как правило, садхаки, живущие в горах, употребляют подобные вещи, чтобы согреться, когда холодно. Другие могут использовать их для того, что бы выйти из физического сознания.
У.: Получают ли они реальную помощь или же попросту воображают её, делая это предлогом для пьянства и утоления своих желаний?
Ш.А.: Достаточно широко известно, что употребление алкоголя и наркотиков обычно позволяет людям – вне зависимости от того, садхаки они или нет – вырваться за пределы физического сознания.
У.: Некоторые под действием наркотиков пишут поэмы.
Ш.А.: Однажды Мать спросила у одного рабочего, отчего он пьёт? Тот ответил, что, мол, выпив, он обретает такие мысли, какие никогда не приходят на трезвую голову. Кольридж написал большинство своих поэм, находясь под воздействием опиума. Однажды кто-то похвалил строку Теннисона. Тот сказал в ответ: «А, та самая строка! Она стоила мне двадцати пяти сигар!»
Таким образом, нет оснований утверждать, что садхаку это не должно помочь. (Затем после паузы) Надеюсь, за вашими вопросами не скрываются серьёзные намерения! (Смех)
У.: Я только хотел понять, действительно ли они достигают Самадхи?
Ш.А.: Что вы подразумеваете под «самадхи»? Если вы имеете в виду состояние погруженности в самого себя, то, несомненно, наркотики способствуют этому.
У.: Пьяницы обычно пребывают в хорошем настроении.
Ш.А.: Настроений может быть множество: благодушное, сердитое, взволнованное; если вы впадаете в последнее, то из вас мог бы выйти великий бхакта.
У.: На меня алкоголь не действует, у меня просто начинает кружиться голова.
Ш.А.: Это первая ступень.
У.: А затем я засыпаю.
Ш.А.: Это своего рода бессознательное Самадхи. (Смех.)
Алкоголь может помочь сосредоточиться. Но как будет использоваться это сосредоточение, зависит от человека. По моему мнению, девяносто процентов из числа тех, кто прибегает к таким внешним стимуляторам, никогда не выходят за пределы витального сознания. Они входят в витал, и тогда тот превращается в великого творца: он создает массу вещей, миров, состояний и т. д. Он может внушить вам, что вы достигли Высочайшего. На витальном плане имеются множество Сиддхи, и, обладая должными познаниями, вы можете достичь их с помощью упомянутых веществ. И даже если человек достигает брахманического сознания, это не означает, что он достиг Высочайшей Истины, так как обладать брахманическим сознанием можно на любом из планов. Вы можете обладать им и в витале, и в ментале.
Указанные стимуляторы просто способствуют уходу, освобождению от физического. Но что делать с этой свободой, зависит от человека. Это внешние средства, и потому влияние их очень дурно; для духовной жизни их обычно не рекомендуют.
(Purani. Evening talks with Sri Aurobindo. 9-4-1926)
Курение, пьянство и употребление наркотиков.
* * *
Следует строго избегать всех излишеств, всех пороков, больших или малых. Необходимо отказаться от таких медленных ядов, как табак, алкоголь и т. д., употребление которых люди по привычке превращают в неодолимую потребность, постепенно разрушающую их волю и память.
Мать.
(On Education. p. 68)
* * *
Есть также люди, которые отдают себя тем или иным порокам наподобие пьянства или наркотиков и которые очень хорошо понимают, что это ведет их к разрушению и смерти. Но они сознательно делают свой выбор.
Ученик: У них отсутствует самоконтроль.
Всегда есть момент, когда каждый может контролировать себя. И если бы человек не сказал тогда «да», если бы человек не принял тогда решение, то он бы не сделал этого.
Любой обладает силой и способностью сопротивляться тому, что ему навязывают, если у него есть такая возможность. Люди, которые говорят вам: «Я не могу поступать иначе», – говорят так потому, что в самой глубине своего сердца они не хотят поступать иначе, они согласились быть рабами своего порока. Всегда существует момент, когда человек даёт своё согласие.
Мать.
(Questions and Answers 1956, p. 5, 4 January 1956)
* * *
Я помню одного человека, который приезжал сюда много лет назад, что бы участвовать в местных выборах в качестве депутата. Так как люди хотели знать моё мнение о нём, его представили мне. Он задал мне несколько вопросов об Ашраме, о жизни, которая здесь протекает, а затем спросил, какую дисциплину я считаю самой необходимой в жизни. А человек этот весь день курил, пил гораздо больше, чем следовало бы, и при этом жаловался, что часто устает и временами не может себя контролировать. Я ответила ему: «Знаете, первое, что вам необходимо сделать, – это перестать курить и пить». Он взглянул на меня в полном недоумении и воскликнул: «Но если не курить и не пить, то и жить не стоит!» Я ответила ему: «Если вы все еще на этой стадии, нет смысла говорить дальше».
И подобное встречается гораздо чаще, чем принято думать. Для нас всё это кажется абсурдным, потому что у нас есть нечто, что, несомненно, интереснее курения и пьянства. Но для обычных людей удовлетворение желаний – сама причина их существования. Им это представляется как утверждение их независимости и смысла жизни. Это просто извращение, деформация, которая отрицает инстинкт жизни, это нездоровое вмешательство умственного и витального импульса в физическую жизнь. Такой нездоровый импульс обычно отсутствует даже у животных. В их случае инстинкт бесконечно более здравый, чем человеческий инстинкт, которого к тому же больше нет, поскольку он замещен чрезвычайно извращенным импульсом.
Извращение – это человеческий недуг, болезнь, которая очень редко встречается у животных, и то лишь у тех животных, которые сближаются с человеком и заражаются его извращенностью.
По этому поводу существует одна история. Однажды офицеры, несшие службу в одном из гарнизонов Алжира, приручили обезьянку. Обезьянка всё время жила сними, и как-то вечером, за ужином, им в голову пришла нелепая мысль дать ей выпить вина. Видя, что другие пьют, и заинтересовавшись сама, обезьянка выпила полный стакан. После этого ей стало так плохо, что она начала кататься под столом от сильнейшей боли и рвоты и чуть не умерла. Так людям был показан пример непосредственного действия алкоголя на физическую природу, которая ещё не извращена. Потом обезьянка выздоровела. Некоторое время спустя она снова оказалась за обеденным столом, и один офицер опять поставил перед ней стан с вином. Тут обезьянку охватила жуткая ярость, и она швырнула стакан ему в голову. Так животное показало, что оно гораздо мудрее человека!
Чтобы вести деятельную жизнь и получать от тела максимум того, что оно способно дать, очень хорошо ещё с юного возраста понять, что хозяином в доме должен быть рассудок.
Мать.
(Questions and Answers 1957 - 1958, p. 100, 8 May 1957)
* * *
Именно привычка, коренящаяся в подсознании, ощущает искусственно созданную потребность, порожденную прошлым, и совсем не заботится о том, нарушает ли она работу нервной системы и вредит ей или нет. Такова природа всех опьяняющих веществ, будь то вино, табак, кокаин или что-то еще. И именно из-за этой искусственной потребности (она не настоящая) люди продолжают употреблять их даже после того, как пагубные последствия этого употребления проявили себя в полной мере, а всякое реальное удовольствие, которое ранее они получали, уже прошло. Нужно, чтобы воля овладела этим подсознательным упорно повторяющимся движением и растворила его.
Шри Ауробиндо.
(Letters on Yoga, p 1476)
* * *
Знаете ли вы что-то об этих наркотиках? Видели ли вы какие-нибудь рисунки, фотографии? Я видела. Люди без всякой защиты оказываются ввергнутыми в самые низшие слои витала, и в соответствии со своей природой они находят это либо ужасным, либо чудесным. Например, подушка или накидка для стула вдруг принимают удивительно красивый вид. Это продолжается около двух-трёх часов. Естественно, на всё это время они совершенно теряют рассудок. Очень жаль, что люди называют подобное «духовным переживанием» и нет никого, кто мог бы сказать им, что всё это не имеет ничего общего с духовными переживаниями.
Недавно я получила письмо от человека, который рассказывал мне, что он принимал эти наркотики. У него были жуткие видения. Стены его комнаты оживали и смотрели на него тысячами злобных, ужасных лиц, преследуя его до самой ночи. Вот так обстоят дела!
Или вот ещё одно доказательство… Я рассматривала фотографии в журнале «Лайф». Там было несколько снимков. Впечатление такое, будто бы вы оказались в сумасшедшем доме. Ибо эти образы – образы мыслей, образы ощущений, образы чувств, хранящиеся в подсознании, – становятся реальными, они выходят на поверхность. Таким образом, они дают точную картину того, что находится внутри.
Например, если у вас есть чувство или мысль, что кто-то злобен, или смешон, или недружелюбен к вам, короче говоря, если у вас есть идеи подобного рода (обычно все это всплывает во сне, но здесь вы видите сон наяву!), эти образы разыгрывают перед вами ту игру, которую вы сами выдумали. То, о чем вы думали, возвращается к вам в этих образах. И это указание: если кто-то видит веселые, дружественные, прекрасные образы, это значит, что в витале всё в порядке. Но для тех, кто видит ужасные, злые вещи или нечто подобное, это означает, что витал у них малоприятен.
Мать.
(Notes on the Way, p. 35)
Артемис:
не знаю почему, я очень чувствителен к алкоголю. (не в себе - я не пью :) принципиально)
вот только что пошел погулять и в магазин нужно было зайти. в очереди - и спереди и сзади пьяные люди, покупающие новое спиртное. ощущение как будто по голове дубинкой заехали. если до этого была ясная и спокойная атмосфера, то по выходу из магазина - как будто на голове кирпич несешь. ощущение очень конкретное и отчетливое по времени (в смысле, я точно уверен от чего и в какой момент начал это чувствовать, т.е. это не от того, что "там было душно просто" и так далее :))
Nara:
Мне кажется, что здесь все зависит от того, как вы относитесь к людям пребывающим в опьянении. Если отношение негативное, враждебное, презрительное и т.д., то и их присутствие будет отрицательно влиять на ваше состояние сознания. Если же вы хотябы на ментальном уровне будете стараться помнить что человек это душа или мало того, что это сам Бог пребывает в каждом, и в данный момент опьянение алкоголем является вынужденной необходимостью на пути данного человека к Богу, то возможно ваше сознание не будет так реагировать. Вам стоит попробовать. 9-)
Артемис:
могу сказать, что пробовал.. и не раз. по-моему здесь дело скорее в прозрачности. если бы состояние сознания было такое, что никакой реакции бы не было (в том числе и описанных вами), то все прошло бы незатронувши.
однако, кто в такой прозрачности ходит каждый день в магазин из нас? :) :) мне кажется, что не многие. :))
разумеется, мысль, что Бог пребывает в каждом в виде его Души способствует успокоению негативного отношения и подобных реакций, что в итоге помогает общей прозрачности.
Nara:
Цитировать
разумеется, мысль, что Бог пребывает в каждом в виде его Души способствует успокоению негативного отношения и подобных реакций, что в итоге помогает общей прозрачности.
Вспомнилась данная цитата:
Что должно быть идеей или объектом для медитации?
То, что наиболее созвучно вашей природе и вашим высочайшим устремлениям. Но если вы требуете от меня однозначного ответа, то тогда я должен сказать, что лучшим объектом для медитации и созерцания всегда является Брахман, а идея о том, что Бог пребывает во всем, а все — в Боге и все есть Бог, — это та идея, на которой должен быть сосредоточен ум. По сути, не имеет значения, идет ли речь о Безличном или Личном Боге или, имея в виду субъективное восприятие, о Едином «Я» всего сущего. В любом случае, я считаю эту идею наиболее подходящей, так как она является самой высокой и содержит в себе все остальные истины и те, что относятся к этому миру и к другим мирам или же вообще выходят за пределы феноменального существования, — и ее можно выразить одной фразой: «Все есть Брахман».
Навигация