Роль ума и работа над ним в ИЙ.
putnik04:
Уважаемые форумчане, давайте попробуем разобрать какова роль ума в теории и практике ИЙ, и что с ним всё-таки надо делать? :)
Дело в том, что у меня сложилось впечатление, что часть форумчан относится к нему только как к пережитку тёмного прошлого :), от которого надо как можно быстрее избавиться через его успокоение. :)
Но, и личный мой разум :), и личный жизненный опыт и работы Шри Ауробиндо говорят, на мой взгляд, что с умом дело обстоит не всё так просто. :)
Разве ментал – не самый мощный и совершенный из доступных нам инструментов Всевышнего? Разве мы достигли совершенства в нём? Или в нём не надо достигать совершенства, а надо отказываться от него как можно быстрее и как можно полнее, каким бы по качеству умом мы не обладали на текущий момент, в надежде, наверное, на то, что его сразу в полном объёме заменит в максимуме супраментал, а в минимуме – глобальный разум? :)
И мне непонятно, как понимается садхаками практика безмолвия ума. А непонятно следующее. У меня сложилось такое впечатление, что некоторые садхаки воспринимают безмолвие ума как некую волшебную палочку, некую панацею от всех проблем, некий такой супер-приём, которым только стоит овладеть в совершенстве, как сразу множество различных проблем решится разом, и сразу произойдут мощнейшие продвижения в практике ИЙ. :) И заминка только за малым: что от чего-то никак не удаётся овладеть этой простой, казалось бы, практикой в достаточном совершенстве! :)
Это я к тому говорю, что, на мой взгляд, очень полезно будет разобраться и в том, что представляет из себя практика безмолвия ума? Почему оно не даётся сразу? Как мы будем жить, если у нас сейчас разом отключить ментал, и не включить тут же супраментал или высшие сферы ментала? И возможно ли подобное автоматическое полное и устойчивое переключение, подобная духовная реализация?
А если мгновенно она невозможна, если мы годами и десятилетиями должны с точки зрения божественной эволюции постепенно совершенствовать свою ментальную сферу, поднимаясь, наверное, вначале от одного уровня сознания до другого. Постоянно работая не только своим менталом над собой, но и над качеством самого ментала, то правильно ли тогда относиться к нему столь пренебрежительно и негативно? Не получается ли, что мы рубим сук, на котором сидим? :)
Итожу. :) Давайте попробуем понять истинную роль и место ментала в теории ИЙ и то, как наилучшим способом совершенствовать этот инструмент в рамках практики ИЙ!
Давайте постараемся понять механизмы того, как действует практика безмолвия ума; и достаточно ли только её одной, чтобы совершенствовать этот прекрасный инструмент. Если вообще надо работать над совершенством ума? :)
Потому что я, к примеру, считаю, что ум надо постепенно развивать. Опираясь в садхане только на него и на Шакти. Постепенно преобразуя своё сознание из обыденного ума, в высший разум, озарённый разум, интуитивный разум и т.д., вплоть до супраментала.
Я считаю, что успокоение ума – это только один вид работы над умом. Условно говоря, негативный. Через постепенное очищение ума от неправильных, низших его активностей, путём внутреннего ментального разделения себя на две части. Когда более совершенная безмолвная ментальная наша часть ментально, опять же :) , растождествляет себя с неправильными своими активностями и успокаивает или преобразует их.
И этот процесс очень постепенен. В результате его будет усиливаться и развиваться постепенно наш внутренний ментальный центр, приобретая постепенно все более высокий уровень сознания.
И этот всё более сильный и всё более ментально высокий центр в нас, будет работать над всё более сложными ментальными, витальными и физическими задачами в себе и в мире. И при этом, (что очень важно!!!), он будет всё больше и больше сотрудничать с Высшими силами, всё больше открываясь (отдаваясь) им.
Но есть и позитивный метод работы над нашим умом. Который заключается в том, что мы постоянно сознательно и активно его развиваем и совершенствуем, через разные виды ментальной деятельности: решение сложных ментальных задач в правильном русле.
Правильность которого заключается в том, что решать ментальные задачи мы тоже должны учиться, опираясь на свой безмолвный ментальный внутренний центр, к которому мы и будем медитативно обращаться за поиском ответов на наши ментальные вопросы. И не сразу будем их получать в полном объёме. Но будем к этому всегда стремиться.
А на практике: отметая нашим безмолвным внутренним ментальным центром поверхностные, и от этого – более неправильные решения ментальных задач. И останавливаясь на доступных для нас на текущий момент максимально глубоких (высоких) ментальных решениях.
Кроме этого сильнейшим и необходимейшим методом позитивного развития нашего ума будет и ментальное усвоение соответствующей литературы. В первую очередь – наших учителей.
supertigr:
putnik04,
Цитировать
У меня сложилось такое впечатление, что некоторые садхаки воспринимают безмолвие ума как некую волшебную палочку, некую панацею от всех проблем, некий такой супер-приём, которым только стоит овладеть в совершенстве, как сразу множество различных проблем решится разом, и сразу произойдут мощнейшие продвижения в практике ИЙ.
Если бы практика остановки ума приводила бы к таким потрясающим результатам, то, наверное, она была бы более популярна среди тех кто стремиться воссоединиться с Первоисточником.
Остановка ума блокирует взамодействие интеллекта человека с информационным полем, помогает избавиться от ментального Эго, но она бессильна помочь практикующему в трансформации витального на первом этапе. Отсюда и парадокс - в уме тишина, а "Душа" болит, напоминая кто в доме хозяин *crazy*
Некоторые буддисты, да и не только, достигают Безмолвия ума, но почему-то на них не нисходят озарения позволяющие написать труды которые можно положить на одну полку с "СЙ" или Савитри.
Цитировать
Правильность которого заключается в том, что решать ментальные задачи мы тоже должны учиться, опираясь на свой безмолвный ментальный внутренний центр, к которому мы и будем медитативно обращаться за поиском ответов на наши ментальные вопросы.
Сегодня я попытался разобраться как вычленить из своего витального эго потребность во взаимоотношениях с другими людьми. Вместо ответа получил серию образов наглядно демонстрирующих подпитку витальных частей Энергией Пуруши. Выяснял это в поверхностной стадии сна.
Цитировать
Кроме этого сильнейшим и необходимейшим методом позитивного развития нашего ума будет и ментальное усвоение соответствующей литературы. В первую очередь – наших учителей.
Пока ментальное не будет идти в разрез с витальным, метод предложенный вами очень эффективен
putnik04:
Всем здрасьте! :)
Помятуя о том, что некоторые участники форума в своих недавних сообщениях как-то достаточно уничижительно :) отзывались о роли ума во внутренней работе, и стрррааашно возмущаясь этим про себя :)))))), я искал и находил в предпоследнем издании «Синтеза Йоги» места в его защиту для последующего обнародования их на форуме. Сегодня я созрел, наконец-то, :) для этой благородной :), на мой взгляд, миссии. :)
Первая цитата на эту тему будет из 4-ой части СЙ – «Йога самосовершенствования», гл. 14 «Сила инструментов» т.3, стр. 158 по изданию «Адити».
(Само название 4-ой части, и название главы – несут большое значение: и на них стоит обратить более пристальное внимание! :) И ещё, я осмелился внешне, формально приукрасить :) цитату разбивкой её на абзацы и другими штучками :), с целью облегчить понимание того, о чём в ней говорится. :))
Цитировать
«И, наконец, мы должны сделать совершенными наше ментально сознание и рассудок, буддхи. В первую очередь нужно добиться ясности и чистоты интеллекта.
Он должен быть избавлен от притязаний витального существа, стремящегося заменить истину желаниями ума, от требований беспокойного эмоционального существа, стремящегося придать истине эмоциональные оттенки и формы и тем самым приукрасить, исказить, ограничить и фальсифицировать её.
Он должен быть избавлен также от своих собственных недостатков – инертности мышления, тупой ограниченности и нежелания открываться знанию, от интеллектуальной беспринципности, от предубеждений и предпочтений, от упрямства в своих суждениях и ложных побуждений в стремлении к знанию.
Он должен хотеть только одного – превратить себя в незамутнённое зеркало истины, отражающее её суть и её формы, её законы и отношения, в чистое зеркало, в точный, тонкий, высокочувствительный инструмент гармонии, своего рода интегральный интеллект.
Затем этот чистый и ясный интеллект может стать спокойным и светлым сознанием, чисто и ярко фокусирующим сияние солнца Истины.
В любом случае ему нужно не просто стать средоточием нейтрального и белого света, а превратиться в пластичный, мощный, гибкий инструмент, способный улавливать все нюансы и оттенки, понимать все стороны предмета и явления, отражать всё великолепие и всё многообразие красок в проявлении Истины, открываться всем её формам.
Став таким, он избавиться от всех своих ограничений, не будет ограничиваться какой-то одной способностью, формой или процессом познания и станет инструментом, готовым и способным выполнять любую работу, возложенную на него Пурушей.
Таким образом, четырьмя аспектами совершенства мыслящего ума становятся чистота, светлая ясность, богатая и гибкая многогранность и способность к интеграции, вишуддхи, пракаша, вичитра-бодха, сарваджняна-самартхья.»
supertigr:
putnik04, поддержу вас в вопросе развития интеллекта. 9-)
Недавно сравнивал способность к наслаждению "неандертальцев" ( живущих до н.э) с нашими современниками. Оказывается нам сейчас доступен гораздо больший диапазон удовольствий \^^/. Мы наслаждаемся музыкой, кино, театром, компьютерными играми, наркотиками и т.д.
Развитие сознания - ума сделало людей более независимыми от Природы-Пракрити, а высвобожденная энергия направилась на развитие Психических или творческих способностей . Начало зарождаться искусство!
Ум необходим! Его следует развивать в свободной манере, необусловленно! Он обязательно сослужит хорошую службу)
\^^/ \^^/ \^^/
anatoliy:
Добрый День! :) то что я напишу ни в коей мере ни в защиту ума и ни против его... упомянутая ссылка на Синтез Йоги лишь говорит о том , что разум должен стать чистым инструментом Души, но прежде необходима работа по освобождению от засилия эго в нём же)) как правило большинство людей одарённых весьма развитым интеллектом имеют при этом там же и крепость в виде эго, сломать которую ,просто дальнейшим развитием разума невозможно... уважаемый Путник я понял что вы хотели сказать о роли разума в йоге, но наверно необходимо написать вам же и о методе или средстве которое избавит разум от руководства эго.
Навигация