Одна Истина может дать миру мощь воспринимать и проявлять Божественную Любовь.
Мать
Лист рассылки
Чтобы подписаться на нашу новостную рассылку и рассылку "Вечный календарь", пришлите письмо на адрес info@integralyoga.ru со своего адреса эл.почты, на который Вы хотите получать наши новости.
Выберите тип рассылки:
Новости
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Друзья! Представляем Вашему вниманию новую книгу на русском языке "Лучи Света", сборник высказываний Матери.
Приглашаем желающих в группу по Интегральной йоге на занятия по теме «Жизнь Божественная» Шри Ауробиндо. Начало занятий будет определено по мере набора группы.
Ум в Интегральной йоге Шри Ауробиндо 9 апреля 2011 года
9 апреля 2011 года
Но если есть «Я», то есть и не «Я», есть всё остальное. Здесь проявляется один из самых главных принципов, который несет в себе природа ума - принцип разделения. В сознании человека постепенно сформировалось и закрепилось устойчивое ощущение отделенности себя от окружающего мира, и помог ему в этом разум. С одной стороны процесс индивидуализации дал возможность человеку выделиться из этой общей природной массы живых существ, но с другой была во многом утеряна естественная связь человека с природой. Человек стал смотреть на нее как на поставщика ресурсов для своего развития и использовать ее в угоду своим все возрастающим амбициям. К чему это привело, мы хорошо знаем. По мере развития ментального сознания в сторону его индивидуализации человек все более и более чувствовал себя отдельным существом, не только по отношению к природе, но и к себе подобным. И хотя человек был и остается социальным существом, он действует или пытается действовать, как независимый элемент, часто вступая в противоречия и даже конфликты с его членами. Неся в себе животную природу и многие из ее инстинктов, человек с помощью ума стал скрывать свои истинные намерения и их природу, или же придавать им внешний лоск для того, чтобы не выходить за рамки приличий и установленных моральных правил.
Но мораль - это тоже продукт ума, а не абсолютный закон. В разные времена мораль была разной. То, что сейчас аморально, когда-то было совершенно моральным и естественным. Отсюда вывод - в уме заложен принцип относительности, который он неизбежно накладывает на свои идеи, законы и догмы. Появления разума на мировой сцене очень сильно изменило сами условия жизни на земле. Дело в том, что при правильном его использовании мы обнаруживаем другое его свойство, - он достаточно хороший практик и рационалист. В практических делах ум стал незаменимым помощником человеку, человек по достоинству оценил его способности и в своих поступках все больше и больше стал полагаться на логику и на здравый смысл, научился делать и формулировать выводы, позволил уму войти буквально во все сферы своего существования, и самое главное - сделал его опорой для достижения своих целей.
Шри Ауробиндо сказал: «Человек возвел рассудок на престол и вручил ему все полномочия для установления законов, правил и мер истинности».
Ум царствует повсюду и везде. Наличие хороших ментальных способностей оценивается нами по достоинству. Даже наши поговорки являются отражением данного факта:
«На бога надейся, а сам не плошай».
«По одежке встречают - по уму провожают».
«Чужим умом не выстроишь дом».
«Счастье без ума - дырявая сума».
И так далее... Через ум человек стал воспринимать окружающий мир и давать оценку всему, что в нем происходит. Но поскольку развитие ума способствовало все большей индивидуализации сознания, это отразилось на мировосприятии человека. Оно стало сугубо индивидуальным или субъективным. В результате люди стали считать свой взгляд на вещи единственно верным. Многие даже не пытаются выяснить, правильные ли идеи формирует их разум, правильные ли делает умозаключения, правильно ли судит о явлениях и людях, правильно ли понимает их поведение и образ действия.
Шри Ауробиндо замечает: «У людей есть свои собственные идеи, и они считают эти идеи истиной, или же следуют им только потому, что это их идеи. Даже когда они обнаруживают, что их понимание было ошибочным, они не придают этому большого значения, и не пытаются в будущем быть более осторожными в своих суждениях».
Это происходит потому, что ментальный мир человека очень ограничен, хотя он и не догадывается об этих ограничениях. Ему кажется, что его ментальное сознание принадлежит только ему одному, и не зависит от других. Но это не так.
Шри Ауробиндо объясняет: «Поскольку любой человек пребывает в сознании, ограниченном рамками эго, он в уме создает свой собственный мир, основываясь на опытах, получаемых в результате контактов с обычным миром, в котором мы все живем. Его внутренний мир устроен таким же образом, как и миры других людей, поэтому очень часто, сам того не осознавая, он воспринимает чужие мысли и чувства, принимая их за свои, и использует их в качестве материала для строительства своего собственного, «отдельного» мира».