Новости
Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Вышла новая книга Сатпрема - Заметки Апокалипсиса, т. 14
Приглашаем Вас на праздник, посвящённый Дню Рождения Шри Ауробиндо.
Вышла новая книга Сатпрема - Заметки Апокалипсиса, т. 13
Приглашаем на занятия в новую группу.
Анри Картье Брессон Фотографии Шри Ауробиндо и Матери. Интервью.
Анри Картье-Брессон
Фотографии Шри Ауробиндо и Матери
с заметками из дневника
Телеграммы и письма
Телеграмма В.С. Татачари, адресованная Парекху.
Получена в Пондичери 8 июня 1951 г.

Касательно Магнум Фотос я посчитал и предложил 2000 долларов к оплате стерлингами или франками. Жду подтверждения Брессона в течение недели. Телеграфирую позже. Мои сложности под контролем милости Матери.
Телеграмма от Парекха, адресованная Татачари в ответ.
Не нужно торговаться с Магнум Фотос. 3000 долларов уже внесены в Индийский Заграничный Банк. Строго следуй моему письму. Благословения Матери.
Письмо Павитры, адресованное Магнум Фотос
Нью-Йорк, 8 июня 1951 года
Мистер В.С. Тата передал нам письмо, написанное Мисс Патрисией Хаган от вашего имени...
Как мы сейчас узнали, мистер Тата сейчас путешествует и может отсутствовать в Нью-Йорке какое-то время, и для того, чтобы не задерживать больше организацию этой сделки, мы посылаем вам с этим письмом копию письма, адресованного мистеру Тата.
Мы надеемся, что вы рассмотрите этот вопрос настолько быстро, насколько это возможно, и пошлёте нам негативы в течение периода, упомянутого в нашем письме, то есть до третьей недели июня. Доллары уже внесены в банк в ожидании посылки. Вы окажете нам услугу своим скорейшим ответом.
Письмо от Патрисии Хаган, Магнум Фотос, адресованное Павитре.
Нью-Йорк, без даты.
Хотя мы все - Картье-Брессон, Магнум и его агенты, - более чем озабочены, чтобы сделать все возможное для ускорения доставки негативов Матери, но я боюсь, что для нас сейчас не представляется возможным соответствовать тому сроку, который вы нам дали. Это связано с тем, что мы с мистером Тата завершили наши переговоры только на прошлой неделе...
Выдержка из письма Павитры, адресованного Картье-Брессону
28 июня 1951 г.
Негативы только что были доставлены в идеальном состоянии.
Записка, сопровождающая негативы.
Июнь 1951 г.
Июнь 1951 г.
Матери,
С глубокой благодарностью за данное мне разрешение снять эти фотографии и с выражением моего искреннего уважения. Анри Картье-Брессон.
Выдержка из книги «Чампаклал рассказывает»
26 июня 1951 г.
Пришли негативы фотографий, которые снял Картье-Брессон, все в количестве 460 штук - некоторые испорченные, некоторые выцветшие. «Они заперты в моем сейфе», сказала Мать.
Интервью с Анри Картье-Брессоном.
Париж, 25 апреля 1990 г.
Интервью взял Бобби Войт. Во время интервью он делал пометки, так как мистер Картье-Брессон не хотел использовать диктофон. Представленный ниже текст - это транскрипция этих заметок, немного отредактированных для понимания. Мистер Картье-Брессон говорил на английском.
Mоя первая жена была Индонезийкой, она была обучена танцу. Мусульманка, но она была последовательницей Веданты. Мы оба была вовлечены в ООН ради независимости Индонезии.
Джин Херберт и Лизелль Реймонд посоветовали мне посетить Ашрам. Мы только что нашли Магнум. Я путешествовал по Индии полтора года.
Мы встречались с Франсуа Бароном, которые представлял Французское правительство в Индии. Именно он представил меня «Матери». Это был деликатный момент, так как Мать отстаивала Независимость Индии в Пондичери.
Сначала я отправился в Тируваннамалайи - чтобы увидеть Рамана Махарши, который был очень одаренным человеком.
Общение с танцором Бхарат Натьям[1] по имени Чандралекха, который жил в Мадрасе...
В Тируваннамалай я видел шар огня, который медленно двигался, пересекая небо. Как и полагается практичному французу я записал время. Пришел какой-то ребенок и сказал, что Бхагаван (Рамана) умер вечером без тринадцати минут девять.
Я полагаю, что его похоронили в вертикальном положении. Я снял фотографии со вспышкой, чего я обычно никогда не делаю.
После этого я отправился в Пондичери. Я был хорошо принят Матерью. Она обучала гимнастическим упражнениям. Я отметил, что Ашрам в большой степени был прозападным. Она владела примерно половиной Пондичери. Очень хорошо организована. Повторюсь, Она была очень добра к нам.
Я приехал не только для того, чтобы делать снимки. Камера - это записная книжка, дневник, незаинтересованный в фотографии.
Я не верю в прошлое - никогда не был Христианином - был движим Буддизмом.
Благодаря маленькому фотоаппарату вы можете сразу же понять момент и сразу же потерять себя.
Мать позволила мне фотографировать всё. Затем я спросил у Нее: «Я фотографирую только женский аспект Божественного. А что на счет мужского аспекта?». Она поднялась в комнату к Шри Ауробиндо, а затем спустилась и сказала: «Вы можете поблагодарить меня - можно фотографировать, но при очень слабой освещенности (художественная тень)».
Я не понял, имела ли Она в виду, что я могу сфотографировать Его прямо сейчас или позже.
Я фотографировал практически в беспросветной темноте. Я сказал Матери, что это очень затруднительно - фотопленка не такая «быстрая» - люди будут разочарованы в моей репутации, и также к Вашей.

Снял еще больше фотографий Матери, играющей в теннис и общие мероприятия.
Пленку обработали в Бомбее. Мать хотела увидеть контакты[2]. Мы просмотрели все контакты вместе и вычеркнули некоторые фотографии на контактах и на самих негативах. Мать была обеспокоена своими морщинками и внешним видом. Все было сделано под Её наблюдением, под Её прямым руководством. Затем я отправился поработать где-нибудь еще в Индии.
Мать знала, что они будут опубликованы в Life, Paris Match, Illustrated - в пяти журналах.
Я не был ответственен за какие либо тексты, которые публиковались. Я только попросил журналы, чтобы вместе с заголовками не использовались Его (Шри Ауробиндо) фотографии.
Я продолжил работать в Индии. Затем однажды в Париж приехал сын Матери и рассказал, что Мать была очень расстроена публикацией фотографий Ашрама в Illustrated - Британском журнале. Текст написал сам издатель, агностик. Я не мог контролировать этот текст.
Она (Мать) захотела остановить все публикации. Роберт Капа, который отвечал тогда за все дела Магнум, сказал, что единственное решение, которое я никогда раньше не принимал в своей жизни, и никогда не приму в будущем - это продать негативы. У Магнум было сделано так, что авторские права на негативы оставались за фотографом. Капа сказал: «Ты же не хочешь сложностей с Матерью и подвести Магнум к грани банкротства. Чтобы остановить дальнейшую публикацию фотографий, мы продадим негативы Матери».
Цена была определена таким образом, что мы взяли цену, за которую продали фотографии журналу Illustrated и умножили на пять, то есть так, как если бы мы продали их этим пяти журналам по одной и той же цене.
Был только один случай, когда эти фотографии еще раз публиковались - в книге портретов, опубликованной два года назад издательством "Темз энд Хадсон"[3].
И одним из пунктов нашей договоренности было то, что я мог оставить для себя один комплект фотографий.
Это было решением проблемы. Через короткий промежуток времени после этого Капа был убит. Значительно позже, в Америке я встретил кого-то, кто обвинил меня в шпионаже... Я не являюсь учеником Матери или членом Ашрама, но я приехал с уважением и пониманием. Павитра был тем, кто организовал всё, что касалось Ма

Духовно я чувствовал себя в Индии, как дома.
После войны я снимал фотографии Жоржа Брака (французского художника), когда он вышел из немецкого плена. Брак подарил мне книгу Херригела «Дзен в искусстве стрельбы из лука». Я счел ее как руководство к искусству фотографии. Я практиковал Дзен с фотоаппаратом всё это время. Это привело меня к Буддизму.
Теперь я рисую. Это деятельность для интровертов - как медитация. Фотография - это для экстравертов. В фотографии ты являешься чем-то средним между вора-карманника и канатоходца. Мы (фотографы) всегда что-то воруем. Лейка[4] очень ненавязчива.
Я нетерпелив - я сменил механизм на рисование.
Чтобы иметь возможность следить, тебя не должны замечать.
Мое впечатление о Матери - сильная женщина. Шри Ауробиндо был очень отдален. Давным-давно у меня была «грандиозная медитация»
[1]Бхаратанатьям - самый древний исторически задокументированный танец-театр, его возраст более 5000 лет. Слог «бха» означает «бхава» - чувства, эмоции; «ра» - «рага» - мелодия, «та» - «талам» - искусство ритма, «натьям» означает «танец». (прим.пер.)
[2]Контактная печать - отпечаток, полученный путем экспонирования фотобумаги, к которой вплотную прижат негатив. Изображение на таком отпечатке получается того же размера, что и на негативе.
[3] "Темз энд Хадсон" (лондонское издательство; выпускает преимущественно книги по истории, археологии и искусству)
[4]Leica - фотоаппараты, выпускаемые одноимённой немецкой компанией Leica Camera AG.
Предыдущая 1 | 2 | 3 | 4 | 5 Следующая
В начало | Читать предыдущую статью | Читать следующую статью
История центра * Новости * События * Самадхи
О Шри Ауробиндо и Матери * Сатпрем
Музыка для медитации