Новости
Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Вышла новая книга Сатпрема - Заметки Апокалипсиса, т. 14
Приглашаем Вас на праздник, посвящённый Дню Рождения Шри Ауробиндо.
Вышла новая книга Сатпрема - Заметки Апокалипсиса, т. 13
Приглашаем на занятия в новую группу.
Мать - художник Рисунки Матери
Мать - Художник
Рисунки Матери
Однажды Мать сказала, что Она начала рисовать в возрасте восьми лет, а в десять лет начала учиться рисовать масляными красками и обучаться другим техникам. По какому-то другому случаю Мать добавила, что в двенадцать лет Она уже рисовала портреты.
Один из Её учеников ярко помнит, о том, что Мать рассказывала о своих рисунках. Сам являясь любителем кисти, он очень беспокоился о безрассудном распространении Её лучших работ по всему миру. Мать упомянула о десятилетии, когда Она написала лучшие из своих рисунков, и добавила, что большая их часть была отдана различным людям в разное время и в разных местах.
Ученик сказал: «Разве мы ничего не сделаем, чтобы собрать их снова?»
Мать спокойно ответила: «Зачем? Это так важно?»
Ученик: «Конечно, подобные шедевры заслуживают того, чтобы их нашли и хранили в безопасности. Ты приложила так много усилий, создавая их».
Мать: «Это не имеет значения».
Ученик: «Но, Мать, разве ты не думаешь, что они могут быть утрачены, если их не сохранить?»
Затем Мать посмотрела на взволнованного ученика глазами столь далёкими, но и столь полными нежности, и произнесла почти шёпотом: «Знаешь, мы живём в вечности».
Из книги "Чампаклал рассказывает"

Время от времени Мать звала определенных людей в комнату для Бесед, чтобы нарисовать с них набросок. Обычно это происходило по утрам.
Вообще Мать была безразлична к своим рисункам, хотя некоторые из них Ей очень нравились. Когда кто-то просил увидеть наброски, Мать уклонялась от этого, объясняя это таким образом: «Они не стоят того, чтобы их видели». Иногда, когда Мать не могла сказать «нет», Она показывала их. Некоторым людям Она с готовностью показывала наброски, но это было редко. Но время от времени Мать сама показывала их. У Нее была особая симпатия к портрету молодого Японца[1], который Она выполнила масляными красками. Когда бы ни обсуждалась тема рисования, Мать упоминала этот портрет и давала ему очень высокую оценку, - так, как если бы его нарисовал кто-то другой. Когда Она говорила об этом портрете, Её выражение было таким счастливым и неописуемым.

Однажды Мать организовала так, чтобы эти эскизы были выставлены в комнате Павитры для показа художникам Ашрама, большую часть которых Она и позвала. На следующий день я упомянул Матери, что Камала была грустной и несчастной.
Мать: «Почему?»
Чампаклал: «Ты не позвала её посмотреть Твои рисунки».
Мать: «Хорошо. Я сделаю её очень счастливой. Ты увидишь, Чампаклал», - добавила Она с улыбкой и радостным выражением на лице, «есть один набросок Шри Ауробиндо, который я сделала, но не показывала пока никому. Я покажу его ей; сообщи ей об этом».
Чампаклал: «Значит то, что произошло - это очень хорошо, Мать».
Позже, после того, как Мать показала портрет Шри Ауробиндо Камале, я сообщил Матери: «Камала не хотела просить об этом не из-за гордости; ей было грустно потому, что она не могла Тебе помочь. Она хочет, чтобы от Тебя приходило всё спонтанно, а не так, чтобы Ты была обязана что-то делать. Она знает, что она не художник. Она только студент. Но обычно Ты зовешь её в таких случаях, поэтому она ожидала, что Ты позовешь ее».
Мать: «Теперь ты видишь, что она получила!»

Мирра Альфасса и Анри Мориссе поженились 13 октября 1897 года.
Они стали жить в доме № 15 по улице Лемерсье.
Для Мирры началась новая жизнь.
Не только жизнь домохозяйки, но также и жизнь художника. Мирра погрузилась в мир искусства и художников. На протяжении десяти лет Она самым непосредственным образом будет познавать эту жизнь.
Однажды в 1951 году, кто-то спросил у Матери, почему современное искусство выглядит так ужасно. В ответ Мать рассказала следующую историю в своем неподражаемом стиле:

«Я знала художника, который был студентом Гюстава Моро. Гюстав Моро (1826-1898) получил свой первый успех в Салоне в 1864 году; он, Пюви де Шаванн[2] и Редон[3] были главными представителями Символизма в искусстве. Стиль Пюви де Шаванна был отмечен классической ясностью и равновесием; он расцветает в его многочисленных масляных работах. Его фрески отличались своей гармонией композиции и умеренными цветами. Интересно то, что на Конгрессе Истории Религии, проводимом в Париже в августе 1900 года, когда Свами Вивекананда читал лекцию в величественном амфитеатре Сорбонны, в качестве фона за ним была использована фреска этого художника «Священная роща». Этот рисунок получил высокую оценку от Матери.
Матисс, лидер группы «Дикий»[4], Марке[5], Руо[6], Дешвалье[7] были одними из учеников в студии Моро. Редон, Дали и несколько других художников находились под большим влиянием творчества Гюстава Моро.

Мать сказала: «Я знала художника, который был учеником Гюстава Моро, и честно говоря, он был очень хорошим художником, он хорош владел своей техникой, но затем... голод одолевал его, и он не знал, как сводить концы и концами, и он начинал жаловаться. Однажды один его друг, желая ему помочь, послал к нему торговца картинами. Когда торговец вошел в его студию, бедный человек сказал сам себе «Наконец-то, вот мой шанс», и показал торговцу лучшие из своих работ. У торговца вытянулось лицо. Он осмотрелся, побродил по студии, и начал тщательно осматривать каждый угол, когда неожиданно нашёл»...

«Ах! Я должна объяснить вам...», вздохнула Мать, потому что большая часть из нас была абсолютно невежественна в этом отношении, так что Матери приходилось объяснять в деталях каждую тему, чтобы дать нам хотя бы смутное понимание. Поэтому затем Мать объяснила нам, что у каждого художника после его дневной работы остается смесь красок на его палитре. И эти краски невозможно использовать на следующий день, потому что они высохнут, художник соскабливает все эти краски с помощью шпателя и намазывает их на холст. А так как много цветов смешиваются вместе, то картина, которая появляется таким образом, может быть самой неожиданной.

Мать продолжила свою историю: «В одном углу стоял такой холст, на который художник обычно накладывал соскобленную краску. Торговец неожиданно увидел её и закричал: «Вот! Ты одарен, мой друг, это чудо, это то, что нужно выставлять! Посмотри на это богатство красок, это разнообразие форм, а какое воображение!» Бедный голодный мужчина робко ответил: «Но, Мистер, это лишь соскобленная краска!» На что торговец подошёл к нему и сказал: «Глупый человек, тебе не стоит так говорить!» И он добавил: «Отдай эту работу мне, я заберу её, чтобы продать. Дай мне столько, сколько захочешь - десять, двадцать, тридцать таких работ в месяц - я продам их всех и сделаю тебя известным».

И как я уже говорила, желудок художника стонал, он был несчастлив, но сказал: «Хорошо, возьми ее, я посмотрю». Затем пришел арендодатель, требуя деньги за аренду, пришел продавец красок, требуя оплату по предыдущему неоплаченному счету; а кошелек был настолько пуст, насколько это вообще может быть, поэтому, что ему оставалось делать? Итак, он не стал создавать рисунки, соскребая краску, но позволил разыграться своему воображению - так, что формы не имели ярких очертаний, краски были все перемешаны и искрились яркостью, и так, что никто не мог бы с точностью сказать, что же именно он перед собой видит, а так как никто не мог сказать ничего определенного, то людям, которые ничего не понимали в этом рисунке, оставалось только восклицать: «Как прекрасно!». Вот такие работы он начал продавать своему торговцу картинами. Он никак не мог сделать себе имя с помощью своих собственных рисунков, которые были очень хороши - действительно хороши, он был очень хорошим художником - но он обрел мировую репутацию благодаря этим ужасам! Это произошло в самом начале развития современного искусства, на Всемирной выставке в 1900 году[8]. Если бы я назвала вам его имя, вы бы все узнали его».















[1] Поэт и художник Хирасава Тетсуо, которого Мать знала в Японии. Хирасава посещал Ашрам в 1924 году.
[2] Пьер Сеси́ль Пюви́ де Шава́нн (фр. Pierre Cécile Puvis de Chavannes, (1824-1898) - французский художник.
[3] Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 20 апреля 1840, Бордо - 6 июля 1916, Париж) - французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и «Общества независимых художников» .
[4] Фовизм (от фр. fauve - дикий) - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века.
[5] Альбе́р Марке́ (фр. Albert Marquet, 27 марта 1875, Бордо - 13 июня 1947, Париж) - французский художник.
[6] Жорж Руо (фр. Georges Henri Rouault; 27 мая 1871, Париж - 13 февраля 1958, там же) - французский живописец и график, наиболее крупный представитель французского экспрессионизма.
[7] Жорж Дешвалье (1861-1950) - фразцунский художник.
[8] Всемирная выставка 1900 года (фр. Exposition Universelle) проводилась в Париже (Франция). Проходила с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Символом выставки стала встреча нового, XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво. За семь месяцев выставку посетили более 50 миллионов человек, что является рекордной цифрой и по сей день. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран.
Картины Мирры Альфасса